Примерное время чтения: 8 минут
1136

Вместо китайца — «Лада». Депутаты хотят запретить иномарки в службах такси

Кирилл Каллиников / РИА Новости

В Госдуме горячо обсуждают предложения изменить закон о такси. Депутаты предлагают для развития российского автопрома обязать закупать в таксопарки отечественные автомобили. Эксперты при этом опасаются роста цен не только на будущие поездки, но и на сами машины — ведь спрос на них резко возрастет.

С одной стороны, из-за санкций из России ушло множество автомобильных компаний, заводы которых сейчас пустуют. К тому же, никто не собирается и в обозримом будущем эти санкции отменять, а гайки только закручивают. То есть, даже параллельный импорт может стать проблемой, и создание собственных производств должно поощряться для внутренней безопасности. При этом некоторые эксперты уверены, что благая цель развития отечественного автопрома — лишь прикрытие, а на самом деле это лоббирование то ли интересов китайских производителей, которые могут на простаивающих заводах открыть свои производства, то ли еще каких-то скрытых схем.

Aif.ru собрал мнения экспертов и порассуждал о том, как принятие закона может повлиять на кошельки пассажиров и отрасль отечественного машиностроения.

Официальная позиция

Внесенный проект устанавливает так называемый «процент локализации», то есть число автомобилей непосредственно российского производства, которые будут использоваться для такси. Иномарки предлагают оставить только для перевозок класса «бизнес» и «комфорт плюс». Кроме того, часть полномочий в установлении процента локализации будет оставлена за региональными властями, отметил первый зампред комитета ГД по транспорту Павел Федяев.

«Инициатива преследует важную цель, которую нам обозначил Президент России — поддержать отечественный автопром. Баллы локализации взяты не с потолка, это реальные цифры, которые обсуждались с экспертным сообществом. То есть, требование вполне реальное, выполнимое. Согласен с полномочиями, которые отданы регионам. У нас большая страна, разный климат, степень урбанизации, уровень доходов, и это будет наиболее правильным решением, если муниципалитеты сами определят минимальный уровень локализации, основываясь на нормативных актах правительства», — сказал он.

При этом депутат отметил, что с новыми правилами могут возникнуть проблемы, «уводящие» часть отрасли из-под закона.

«Есть опасность, что в ответ на такие требования агрегаторы уведут большинство категорий транспортных средств в „серую зону“, оформляя их не как такси, а как перевозки по заказу. И тогда это может привести к нехватке машин, например, в сегменте „эконом“, что может спровоцировать повышение цен и более долгое ожидание заказов», — добавил он.

Сомнения экспертов

Эксперты области тем не менее не вполне согласны с описанными перспективами. По их словам, принуждение к массовым закупкам российских машин может привести к не самым лучшим последствиям.

Автоэксперт, старший советник юридической фирмы и директор ООО «Норд» Василий Попов, считает идею с импортозамещением в такси нереалистичной. Особенно вопрос касается региональных перевозчиков, которые в работе используют те машины, которые у них есть, избегая в том числе уже прописанных требований к такси.

«Замена машин такси на российские потребовала бы больших финансовых затрат. Многие таксисты работают на личных автомобилях или используют арендованные, и им будет сложно перейти на российскую продукцию без создания финансовых и организационных условий. В целом, законопроект может столкнуться с практическими и экономическими трудностями, связанными с ограниченным производством, несоответствием требованиям разных типов такси и высокими затратами на замену существующего автопарка. Кроме того, это может привести к ограничению конкуренции и повышению цен на транспортные услуги для потребителей. А в случае, если законопроект примут, а реализовать не смогут, необходимо будет „закрывать дыры“ китайским автопромом», — рассказал он.

До полумиллиона машин

До конца 2021 года в России было выдано 400 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность. Это то количество машин такси, без учета «бомбил», которые «работают» в такси. Авторы инициативы считают, что примерно эту цифру и нужно брать в расчет на замену в ближайшие годы, ведь в среднем одно такси «живет» три года.

Директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько отметил, что если решение будет принято, то вводить новое правило необходимо постепенно. По его словам, если действовать повсеместно и быстро, цены резко взлетят и сделают пользование услугами такси недоступным для многих людей.

«Из-за санкций таксопарки вынуждены переплачивать за запчасти, доставляемые путем параллельного импорта, что без сомнения влияет на стоимость поездок. В данном разрезе обновление таксопарков может быть хорошей идеей, но оно должно проходить постепенно. Стремительная смена авто может вызвать дефицит и повышение цен. Если грамотно реализовать инициативу и стимулировать производственные мощности, это может стать важным шагом в развитии отечественного автопрома. А пока таксопарки сосредоточились на более доступных и практичных авто из Поднебесной: Chery Tiggo, Geely Coolray и JAC J7», — поделился эксперт.

В случае дефицита автомобилей, наибольший удар придется по небольшим населенным пунктам, где такси зачастую является единственным транспортом, например, в ночное время.

Нет ничего более постоянного...

О том, что «временно» или «постоянно» в российских таксопарках смогут закрепиться наравне с российскими и китайские автомобили, порассуждал автоэксперт Игорь Стеблинов. Он считает, что проблемой может стать невозможность российских производственных мощностей обеспечить покрытие предстоящего в случае принятия закона спроса.

«Если говорить честно, к сожалению, отечественный автопром на сегодняшний день не в состоянии в полной мере обеспечить пополнение таксопарков новыми автомобилями. Сказываются и не самые большие объемы производства, и неширокий модельный ряд в среднем и бюджетном сегментах. Для работы в такси подойдут далеко не все авто: некоторые модели АвтоВАЗа, Evolute и новые „Москвичи“. Последние уже начали попадать в таксопарки, они есть и у сервисов каршеринга. Но пока их очень мало. Спрос они не удовлетворят», — сказал он.

Не первый раз замужем

Эксперт добавил, что ситуация с рекомендацией закупок российских автомобилей уже происходила. Тогда приобретать отечественные машины предлагали госорганам.

«Вероятно, если законопроект будет одобрен, необходимый уровень локализации будет на уровне 30-50%, а может и ниже. Под такой критерий уже подойдут автомобили китайских брендов. Они давно взяли курс на локализацию и сегодня могут потягаться с российскими марками. Похожая ситуация складывалась и ранее, когда Минпромторг опубликовал список машин, рекомендованных для закупки в качестве служебных в госорганы. Кроме российских марок, в список тогда попали несколько моделей Haval. У них уровень локализации достаточно высок — около 50%», — добавил Стеблинов.

Кроме того, он заметил, что даже нынешние «новые российские марки» — не такие уж и российские...

«И стоит еще раз напомнить, что тот же „Москвич“, который уже появился на наших дорогах, — это пока перелицованный и частично локализованный JAC. Никаких откровений от законопроекта ждать не стоит. Все такси не получится заменить на Lada Granta/Vesta даже при большом желании», — заключил эксперт.

Лоббирование интересов

Политическую подоплеку в предложенном проекте разглядел автоэксперт с 25-летним стажем, в том числе, в управлении автосалонами и прямых продажах автомобилей, Александр Клевцов. Он отметил, что на сегодняшний день есть огромные площади оставленных брендами автомобильных заводов, которые не используются и попросту простаивают.

«На территории России осталось около 10 современных автозаводов мировых производителей, которые ушли с нашего рынка. Их мощности простаивают, а с учетом того, что они принадлежат государству, ничего удивительного, что на госуровне на них создают спрос. Собственно, со времен первого завода „Форд“ во Всеволожске наше государство начало покупать автомобили для себя, именно произведенные в РФ», — сказал он.

«Придется опять потерпеть»

При этом, добавил он, поддержка области автомобилестроения на сегодняшний день — это вопрос выживаемости государства. В случае роста санкций даже с параллельным импортом могут возникнуть проблемы.

«Если объективно посмотреть на автомир, в котором мы живем, он на 80% состоит из китайского автопрома. И его экспансия только усиливается, так что меры по поддержке отечественного производства вполне себе оправданы. Не надо забывать и про нарушение логистических потоков из-за санкций, а с учетом возможного ухудшения нынешней ситуации, иметь локальное производство автотранспорта и особенно запасных частей для них, это вопрос выживания государства, тем более такого огромного как у нас. Так что, стратегически это может быть правильным решением, а тактически нам продеться опять потерпеть», — сказал эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах