На ходу 126 лет. Парад уникальных ретротрамваев прошел в столице
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. / Юлия Федотова / АиФ
Трамвай, который на ходу с 1899 года, вышел вчера на улицы Москвы! Вместе с ним по путям двигались и другие раритетные образцы. Парады ретротранспорта проводятся в Москве с 2014 года и ежегодно собирают десятки тысяч зрителей. Исключением не стал и заезд ретротрамваев, которые отправились в путь от трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Колонну, состоявшую из 16 поколений трамваев, возглавила конка, запряженная четверкой лошадей — первый в своем роде общественный транспорт, с которого началась долгая история трамвайных рельс.
Звонок — сигнал к отправлению
Внутренний двор трамвайно-ремонтного завода пестрит яркими красками: блестящие на утреннем солнце ярко-красные бока стареньких трамваев притягивают взгляд. Когда-то для тысяч москвичей они были обыденным средством перемещения, которое доставляло их на работу или учебу. Звонок отправляющегося в путь столичного трамвайчика все еще можно услышать на советской пленке — с годами красные, желтые и синие корпуса ушли в историю. Но только не сегодня: ретротранспорт ждет еще один рейс.
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
«Сегодня у всех работников городского транспорта города Москвы большой праздник — День Московского транспорта, — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. — Нашему празднику уже девять лет. Несмотря на то, конечно, что праздник у нас городской транспортной системы, у него огромная история. Как все знают, первый электрический трамвай вышел в 1899 году. И сегодня наш традиционный уже ретропарад трамваев, он уже имеет огромную историю, но и посвящен, конечно, в первую очередь нашему замечательному московскому трамваю. Все без исключения москвичи любят наш московский трамвай. Это наша гордость и огромный предмет внимания со стороны правительства Москвы и лично мэра города».
Звенит тот самый звонок, и трамваи, закрыв двери, начинают свое движение. Путь до улицы Сергия Радонежского, где уже собрались москвичи, не будет долгим: оперативность, пунктуальность и комфорт всегда ценились в столичном общественном транспорте.
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Взглянуть на прошлое
Волочаевская и Красноказарменная улицы, шоссе Энтузиастов и, наконец, улица Сергия Радонежского — на протяжении всего пути колонну фотографировали и встречали приветственными аплодисментами. Глядя из узкого по современным меркам салона старорежимного трамвая на проплывающие за окном лица людей, понимаешь: Москва любит старину и собственную историю. Ощущение лишь укрепилось на «конечной» — стоило вагончику остановиться, как в салон тут же начали заходить люди. Просто посмотреть, изучить, познакомиться... вспомнить.
«Я на таком еще в детстве катался, — рассказывает пенсионер Олег Ногин. — Сразу столько воспоминаний! Хотя, справедливости ради, их довольно быстро сменили на другую модель, так что катался я недолго. Но в памяти все равно остался именно такой, красно-кремовый образ трамвая».
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Старый конный вагон образца девятнадцатого века, вагон-«коробочка», «Татры», которые ездили по московским рельсам с 1970-х по до 2010-го... Посмотреть есть на что! Отдельного внимания заслуживает и поезд из сцепленных вагонов КТМ-1 и КТП-1. Как поделился водитель трамвая Виталий Некрасов, приехавший в кабине КТМ-1 в составе ретроколонны, в Москве таких состава курсировало всего два.
«Они ходили от Коптево до Петровских ворот, — рассказал Виталий. — После испытаний их отправили в Челябинск и наладили серийное производство: именно такие составы перевозили пассажиров во многих городах России».
Некрасов отметил, что без испытаний на московских рельсах страна бы не увидела этот состав — а тот, что сегодня вновь проехал по столице, восстановили по образцам первых моделей на Сокольническом вагоноремонтном-строительном заводе.
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Не только на рельсах
Но старинные трамваи стали не единственными экспонатами на улице Сергия Радонежского — раритетные ретроавтомобили, сохранившиеся в отличном состоянии, прибыли сюда для участия в ралли по городу. Гоночные болиды, дорогие, вычурные модели и «рабочие лошадки», выпущенные ВАЗом и заводом «Москвич» редко встретишь сегодня на дороге.
Парад исторического транспорта ко Дню Московского транспорта. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
«Очень интересно посмотреть на то, как энтузиасты сохраняют историю автомобильной промышленности, особенно отечественной, — поделился посетитель ретропарада Павел Широнин. — Может показаться, что это мелочь — ну сидят мужики по гаражам, ковыряются в своих „ласточках“, которые им достались по наследству. Но это ведь память — об эпохе, об отцах и дедах, о детстве. Приятно видеть, что среди нас есть люди, которые берегут каждую крупинку такой памяти, чтобы показать ее другим».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.