Что такое помпаж двигателя самолета и чем он опасен?
Самолет Boeing-737 авиакомпании S7 экстренно сел в ходе рейса Новосибирск — Москва. Через 40 минут после вылета самолет направился в аэропорт вылета.
В пресс-службе Восточного межрегионального СУ на транспорте СК России позже сообщили, что причиной, по которой самолет экстренно вернулся в аэропорт, по предварительным данным, стал помпаж двигателя.
Что такое помпаж?
Помпаж (фр. pompage — колебания, пульсация) — это срыв работы авиационного турбореактивного двигателя и нарушение газодинамической устойчивости. Такая неполадка часто сопровождается громкими хлопками, падением тяги, иногда извержением пламени из сопла.
Термин начали применять по отношению к реактивным двигателям самолетов еще в середине 1940-х годов.
Почему происходит помпаж?
Причиной помпажа является попадание воздушного потока на лопатки рабочего колеса. Из-за резкого изменения направления воздуха происходят турбулентные завихрения в турбине, что, в свою очередь, приводит к изменению давления на входе в компрессор агрегата.
Поскольку воздух не может пройти, давление возрастает, и в какой-то момент компрессор не может продолжать работу. В момент остановки компрессора происходит резкое вытеснение ранее сжатого воздуха. Часть воздуха выходит через впуск, а другая часть врывается в камеру сгорания.
Помпаж также может возникнуть из-за попадания в двигатель постороннего предмета, например птицы или мусора с поверхности взлетно-посадочной полосы.
В некоторых случаях помпаж может произойти из-за погодных условий. Чаще всего подобное случается при сильном боковом ветре в момент запуска двигателя.
Кроме этого, помпаж может произойти, если полет совершают на чрезмерной высоте или в условиях, когда на воздухозаборнике или в компрессоре может образоваться лед, а также при низком атмосферном давлении при высокой температуре воздуха.
Чем опасен помпаж двигателя?
Работа двигателя в режиме помпажа быстро приводит к его разрушению из-за недопустимого повышения температуры газов перед турбиной. В случае попадания птицы могут быть повреждены лопатки компрессора, что может вызвать громкие хлопки, повышение температуры внутри двигателя и сильную вибрацию.
При такой неполадке пилоты переводят двигатель на сниженные обороты либо и вовсе отключают его на некоторое время.
Источники: