15 мая 1935 года открылась первая линия, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
За это время главная транспортная система, ежедневный пассажиропоток которой приближается к 10 миллионам, а ежегодный – к 2,5 миллиардам, успела обрасти не только еще десятком с лишним линий, но и огромным количеством секретов, тайн, мифов и легенд. Последние три «сущности» все же оставим на откуп гидам и экскурсоводам, которые будут рассказывать наивным туристам об огромным чудовищах, обитающих в тоннелях метро, станциях-призраках, мифическом Метро-2 для правительства и президента, многом-многом другом.
Мы же хотим рассказать читателям АиФ.ru о секретах московского метрополитена, которые носят не мифический, а более практический характер. Эти знания можно будет не просто применить на практике, но они реально способны сделать повседневную жизнь москвичей и гостей столицы легчи и приятнее.
Ретро-метро: московская подземка в 30-х годах
Ретро-метро: московская подземка в 30-х годах
Где остановятся двери вагона?
Один из самый очевидных «секретов» для тех, кто ездит на метро ежедневно одновременно является и одной из главных тайн мироздания для тех, кто спускается под землю время от времени – по мере необходимости. В какой-то момент руководство метрополитена даже решило пойти на встречу пассажирам, расположив на полу некоторых станций указатели места, куда подъедут двери. Но развития эта идея не получила и большинство станций остались без своих меток.
На самом деле, определить, в каком именно месте платформы следует ждать дверей вагона, чтобы как можно быстрее и комфортнее попасть внутрь, очень легко. Достаточно лишь повнимательнее присмотреться к полу у края платформы. Несмотря на то, что служба метро постоянно отлично убирается в своих владениях, какая-то часть края платформы будет чуть грязнее, а отдельные места будут не просто чистыми, а протертыми чуть ли не до блеска. Такими их сделали ноги выходящих из вагона и входящих в него пассажиров. Именно в местах этих потертостей и будут останавливаться двери вагона.
Как сэкономить на поездках?
Но есть способ снизить цену одной поездки до 30 рублей. Учитывая, что при покупке карточки она составляет 50 рублей, выгода получается не такой и маленькой. Нужно просто купить себе карту, которая называется «Тройка». Вернее даже не купить, а взять ее себе в пользование. Нужно просто заплатить в кассе 80 рублей. За эти деньги можно получить карту с 30 рублями на счете, которых хватит на одну поездку. Карту потом в любой момент можно вернуть в кассу метро и получить 50 рублей залога назад. Секрет в том, что на эту карту можно класть любое количество денежных средств, хоть 30 рублей, хоть 3000 рублей. Но в любом случае стоимость поездки при ее использовании будет составлять 30 рублей. Теперь вместо покупки одноразовой карточки в кассе можно просто класть по 30 рублей на карту «Тройка», каждый раз экономя по 20 рублей.
Как быстрее пройти к эскалатору?
Суть следующего секрета метро рационально объяснить было бы сложно. Да и применение его на практике, как, в принципе, и описание в этой статье, может вызвать негатив со стороны пользователей метро. Но, согласитесь, иногда возникает ситуация, когда необходимо как можно скорее протиснуться к эскалатору, а сквозь людской поток это сделать практически невозможно.
Мы, конечно, не расскажем вам, как телепортироваться на эскалатор, или как взмыть в воздух над толпой, пролетев до заветных самодвижущихся ступеней, но хотя бы посоветуем, как можно попасть к началу эскалатора как можно быстрее.
Секрет в том, чтобы держаться в левой части очереди к эскалатору. По каким-то причинам она движется заметно быстрее правой части очереди. Хотя, казалось бы, те, кто идут справа становятся прямо в нужный ряд на ступеньку и в лучшем случае через раз пускают «левых», которые пытаются зайти на эскалатор «без очереди». Но так уж получается, что бунтарская левая часть идет быстрее этичной правой.
Как сесть в пустой поезд?
И знают они это наверняка по одной причине – на эту станцию приходят поезда либо из депо, либо из оборотного тупика, который служит для того, чтобы направить состав в обратную сторону, если по расписанию он следует не до конечной станции, что часто бывает.
По поводу депо все понятно – оно есть перед такими станциями, как «Каширская», «Сокол», «Чертановская», «Владыкино», «Партизанская», «Новые Черемушки», «Краснопресненская» и «Белорусская» кольцевые, «Печатники». С оборотными тупиками сложнее – на карте метро, во всяком случае, доступной обычным гражданам, они не обозначены, поэтому приходится угадывать, где есть, а где – нет. Самым известным оборотным тупиком является ответвление линии метро неподалеку от станции «Пражская». Именно на ней в часы пик можно заметить целые толпы пассажиров, пропускающих поезда в надежде на пустой состав. Со станциями «Чкаловская» и «Курская», кстати, похожая история.
Какой вагон безопаснее?
Наш очередной секрет – для заядлых параноиков, которые, видимо, пересмотрели все фильмы из серии «Пункт Назначения» и теперь не могут спать, а то им снится катастрофа в метро. Такие люди просто мечтают знать, где же находится самый безопасный вагон в составе метро.
Так вот, считается, что самым безопасным вагоном в метро является предпоследний вагон по ходу движения поезда. Дело в том, что при столкновении поезда с впереди идущим составом, или со стеной, чего чаще всего опасаются излишне беспокойные пассажиры, чем дальше ты находишься от головного вагона, тем меньшей будет сила инерции, с которой ты ударишься о впереди стоящего пассажира, или о стену, или о дверь… Но в последний вагон таким пассажирам также садиться не рекомендуется, ведь в него теоретически может въехать поезд, идущий сзади. Поэтому, безопаснее всего будет находиться в предпоследнем вагоне.
Мы, конечно, понимаем, что ситуации, описанные выше исключены, но для полного успокоения своего подсознания, если оно все же пошаливает, рекомендуем выбирать именно второй с конца вагон.
Как быстрее и приятнее перейти со станции на станцию?
Следующие секреты – самые интересные. Оказывается, помимо официальных переходов, обозначенный стрелками и всевозможными знаками, в московском метрополитене на многих станциях есть «потайные» переходы, в которые людей не направляют, опасаясь давки. Но опытные пассажиры метро о них знают и частенько используют либо для быстроты передвижения, либо для удобства.
Самым популярным таким местом является станция «Театральная». Чтобы с нее попасть либо на «Охотный ряд», либо на «Площадь Революции» официально надо воспользоваться лестницами в центре зала, ведущими в длинные коридор до необходимой станции. Но можно просто воспользоваться эскалаторами в обоих концах станции. Один из них приведет в общий павильон с «Площадью Революции», откуда по такому же эскалатору можно спуститься на соответствующую станцию, второй – на «Охотный ряд» - тем же путем. Если на этом и можно выиграть время, то немного. Но от ходьбы и таскания по лестницам этот путь вас избавит точно.
Это же, если верить комментариям пассажиров московского метро, касается и двух «Курских» станций. Там также частенько можно видеть людей с чемоданами, поэтому им легче было бы подняться и спуститься на эскалаторе.
Еще одна станция с похожей системой переходов и скрытым переходом в торце станции чрез общий павильон – между станциями «Тургеневская» и «Чистые пруды». В этом случае, кстати, получается перейти не намного быстрее, чем по официальному пути.
Интересный переход между станциями «Красногвардейская» и «Зябликово». Гораздо быстрее получается выйти с одной станции и зайти в другую через улицу, чем пользоваться официальным переходом. Но такой вариант подойдет исключительно тем, кто пользуется проездным, либо социальной картой, либо передвигается с помощью карты 90 минут, чтобы не пришлось лишний раз платить за вход.
Кросс-платформенные станции
Последний «лайфхак» касается кросс-платформенных станций – тех, на которые поезда на одну платформу приходят с двух разных веток. На них, чтобы перейти на другую ветку зачастую надо просто преодолеть две ветки и короткий, очень короткий переход над путями. Но можно и схитрить. Если проехать на одну станцию дальше нужной, а потом пересесть на встречный поезд, то ты приезжаешь на другую сторону такой кросс-платформенной станции. Это касается таких станций, как «Третьяковская», «Китай-Город» и «Каширская».
Обычным пассажиром это жизни не облегчит, но когда ты не хочешь идти по лестнице с детскими колясками, а тем более, когда ты инвалид-колясочник, этот секрет может оказаться очень даже кстати.