7153

Проект всей России. Кто и как строил Крымский мост

Дмитрий Горностаев / РИА Новости

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами лиц, особо отличившихся при строительстве Крымского моста.

Звание Героя Труда Российской Федерации за особые трудовые заслуги в строительстве объекта присвоено монтажнику по монтажу стальных и железобетонных конструкций Коломенской территориальной фирмы «Мостоотряд-125» Николаю Зайкову, а также предпринимателю и общественному деятелю из Санкт-Петербурга Аркадию Ротенбергу.

Ордена и медали РФ получили ряд сотрудников организаций, участвовавших в строительстве моста в Крым.

Самый нужный мост

Планы строительства моста на полуостров существовали давно, однако по разным причинам они так и не были реализованы. После воссоединения Крыма с Россией потребность в создании транспортного перехода возросла многократно.

В январе 2015 года была детально проработана концепция будущего проекта. 17 февраля 2015 года Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог „Тамань“» Росавтодора (ФКУ «Упрдор „Тамань“») подписало государственный контракт с ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». В апреле ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» заключило контракт на проектирование моста с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург».

На подготовительной стадии к реализации проекта были подключены саперы. В местах строительства в годы Великой Отечественной войны велись тяжелые бои, и военным спустя семь десятилетий приходилось уничтожать неразорвавшиеся мины и боеприпасы. Специалисты обезвредили свыше 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб.

Также к работам были подключены и археологи, для которых начало реализации проекта стало возможностью для проведения уникальных исследовательских работ.

Началу строительства предшествовало проведение мероприятий по защите редких представителей флоры и фауны Тамани и Крымского полуострова.

«Этот мост мы ждали десятилетия»

В 2015 году в Керчи и Тамани были построены автономные вахтовые городки, принимавшие на пике строительства до 10 000 человек.

В сентябре 2015 года был испытан и запущен в эксплуатацию первый из трех технологических мостов, необходимых для реализации проекта.

В феврале 2016 года началось строительство самого моста. В начале года начались работы по погружению свай в основание опор, а в апреле была сооружена первая опора.

Формирование свайных фундаментов продолжалось до августа 2017 года на автодорожной части и до июня 2018 года — на железнодорожной части моста.

Суммарно было погружено около 7 тысяч свай трех типов. На участках с наиболее сложной геологией длина свай достигала 105 м, что примерно равно высоте здания в 35 этажей. Под каждой опорой есть и вертикальные, и наклонные сваи, это повышает сейсмическую устойчивость конструкции.

Среди участников проекта были ветераны еще советских ударных строек.

«Я участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали и всегда думал, что после такого масштабного и значимого для страны проекта меня уже сложно будет чем-то удивить. Сам я из Симферополя, поэтому, когда узнал о начале строительства Крымского моста, не задумываясь подался сюда. Этот мост мы ждали десятилетия, и вот наконец он растет, и растет на моих глазах», — рассказал ТАСС монтажник Василий Кошин.

От Москвы до самых до окраин

18 марта 2016 года, в день второй годовщины воссоединения Крыма с Россией, стройплощадку впервые посетил Владимир Путин. Президент России совершил облет района возведения моста и подходов к нему на вертолете и встретился с рабочими на острове Тузла. «Наши с вами предшественники, как мы видим, понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию», — заявил президент. Всего глава государства трижды лично инспектировал строительство.

Символично, что первая опора моста была возведена 12 апреля 2016 года, в День космонавтики.

Перечислить всех, кто внес свой вклад в строительство, не представляется возможным. Только в первый год стройки в реализации проекта были задействованы более 180 крупных предприятий со всей России, а также несколько тысяч предприятий среднего и малого бизнеса, участвовавших в проекте опосредованно.

К строительству были привлечены и предприятия Крыма. Например, старейшее градообразующее предприятие Севастополя «Севморзавод» построило уникальные плавучие системы, благодаря которым к месту монтажа были доставлены арки Крымского моста.

«Это первый государственный заказ, который позволил нам на стартовом этапе возрождения верфи загрузить производственные мощности. Под этот проект мы увеличили штат на 200 человек. Постарались максимально привлечь опытные кадры, в том числе тех заводчан, кто работал еще в советское время, для того чтобы они могли передать молодежи опыт, знания и традиции Севастопольского морского завода», — говорил о своей работе директор филиала «Севморзавод» АО «ЦС „Звездочка“» Игорь Дрей.

Сами арки были созданы на заводе «Воронежстальмост». Для рабочих Черноземья этот заказ оказался уникальным в своем роде и, наверное, самым почетным.

Всего же предприятие «Воронежстальмост» произвело в общей сложности около 20 тысяч тонн продукции, предназначенной для Крымского моста.

«Мы стали семьей»: строители Крымского моста реализуют новые проекты

Перечислить всех, кто внес свой вклад, невозможно. «Крымский мост объединил нас. Мы стали семьей. 15 тысяч человек — в одном проливе. И от каждого — уважение и поддержка», — заметил однажды участник стройки, прораб по имени Андрей.

Без преувеличения, Крымский мост строила вся Россия. Май 2018 года и декабрь 2019 года, когда были введены в эксплуатацию соответственно автодорожная и железнодорожная части проекта, стали настоящими праздниками для страны.

Сегодня строители Крымского моста работают в семи регионах, реализуя новые проекты: от Москвы до Приморья.

На новых стройках применяются технологии, которые были разработаны для Крымского моста и успешно реализованы в Керченском проливе. 

«Радует, что команда востребована и трудится на новых объектах. В мостоотрядах много молодых строителей. Они работали на Крымском мосту вместе с бамовцами и переняли уникальный опыт. Это помогает им сейчас самостоятельно решать непростые технологические задачи в разных регионах страны», — рассказал генеральный директор компании «СГМ-Мост» Александр Островский.

Строители из Тюмени собирали автодорожные пролеты Крымского моста на острове Тузла и надвигали их над водой домкратами. Сейчас по этой технологии работают на Дальнем Востоке: соединяют берега реки Артемовки. Мост и примыкающая к нему эстакада общей длиной более 1,5 км станут частью новой трассы.

Мостоотряд из Ярославля переехал с берега Керченского пролива на юг Москвы, где принял участие в строительстве моста через Кожуховский затон длиной почти 800 м. Сваи были погружены на глубину до 40 м сквозь илистый грунт по технологии, которую применяли на Крымском мосту. Сейчас строители возводят еще один автомобильный мост через старое русло Москвы-реки — через затон Новинки. Он свяжет территорию бывшего завода им. Лихачева с проспектом Андропова.

Мостостроители из Нижнего Новгорода вели сборку арок Крымского моста и возводили мощные опоры для них. Эти бригады уехали со стройки века последними. Сейчас они ведут подготовку к строительству моста через Волгу. Переход длиной около 4 км в Самарской области станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай. На этом объекте также будет трудиться мостоотряд из Кирова, который погрузил финальную сваю моста через Керченский пролив. 

В списках награжденных, конечно, нет всех имен строителей. Так уж повелось, что награды достаются лишь части трудившихся. Но эти медали и ордена в их лице получают все, кто сделал Крымский мост реальностью.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество