12249

Предрассудки за борт. В Чечне появилась первая в истории девушка-пилот

Ларина Евмурзаева - первая в Чечне женщина-пилот.
Ларина Евмурзаева - первая в Чечне женщина-пилот. / Екатерина Изместьева / АиФ

О встрече с Лариной Евмурзаевой договаривались больше месяца назад. Свободного времени у пилота мало: полеты,  учеба.  «Ларина — наша гордость. Умница и красавица. Вот только боюсь, испортите мне девчонку. Загордится, летать перестанет, — говорит командир Ларины, летный директор авиакомпании «Грозный Авиа» Ануар Кундетов, когда я прошу разрешения поговорить с девушкой. Встречу назначили в аэропорту Внуково. На разговор — полчаса. Рейс задерживается. Время утекает.

«Мы приземлись, ждем вас рядом с залом для отдыха экипажа», — раздается в телефонной трубке голос Ануара. — Давайте быстрей, чтоб все успели, нам скоро в обратный путь». Ускоряя шаг, подходим к назначенному месту.

— Привет. Извини за задержку, — переходит на «ты»  Ларина. — В Грозном почему-то медленно посадку производили. Ждали какого-то пассажира.

— У нее это двадцатое интервью. Юбилей, — смеясь, добавляет Ануар Кундетов. — Так что, можно поздравить.

Ларина Евмурзаева, потомственный летчик и первая в Чечне женщина-пилот
Ларина Евмурзаева, потомственный летчик и первая в Чечне женщина-пилот. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Стать пилотом предложил отец

Ларине 21 год. Красивая, стройная девушка, с выразительными смеющимися глазами. Неожиданное внимание прессы ее нисколько не загордило: она открытая, общительная и скромная, как и положено чеченским девушкам.  

«Пока не снимайте, я сейчас платок надену. Без него нельзя. Традиция, — говорит Ларина, наматывая на голову шарф. — К тому, что я пилот, в Грозном уже привыкли. А вот без платка девушке нельзя».

У себя на родине Ларина стала знаменитостью. И хотя ее имя не объявляют перед началом полета, но то, что за штурвалом второго пилота сидит единственная чеченская женщина-пилот, знает каждый пассажир. А ведь поначалу то, что девушка обучается в летном училище, родные держали в тайне. Опасались, что люди не поймут.

Стать пилотом Ларина решила еще в детстве: хотела проложить семейную династию. Отец девушки, два родных брата, дядя и двоюродные братья — летчики. Именно отец и братья предложили Ларине летную карьеру.

 «Я и фотографом, и медиком хотела быть. Но, когда папа и братья сделали такое предложение — и я согласилась. Мама только очень переживала. Говорила, что управление самолетом — занятие не для женщины. Потом успокоилась. Начала поддерживать во всем, — говорит Ларина.

 Внуково стал для Ларины Евмурзаевой вторым родным аэропортом
«Внуково» стал для Ларины Евмурзаевой вторым родным аэропортом. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Приемная комиссия отказывалась брать документы

Азам пилотажа девушка училась в Саратовской области, в Краснокутском летном училище. Куда, кстати, ее не хотели принимать. Объясняли, что прием женщин не ведут. Но и это ее не остановило. Успешно сдав экзамены, Ларина стала единственной девушкой на курсе. Сокурсники-парни приняли Ларину по-дружески. Все три года учебы поддерживали ее.

«Было трудно первое время. Особенно изучать, как устроен самолет, каждую его деталь: где какой шурупчик, какая гаечка. Спасали братья. Помогали разбираться. Я под их присмотром была. Когда поступала, родной и двоюродные братья уже учились там же на старших курсах, — смеется Ларина.

Ларине доверяют непростые маршруты. Рейс Грозный Москва Грозный
Ларине доверяют непростые маршруты. Рейс Грозный—Москва—Грозный. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Скидок на то, что она девушка, не делаем»

После успешного окончания летного училища, Ларина пришла в авиакомпанию «Грозный Авиа». Но,  вместо штурвала, ее ждала учебная парта.  

«Я приступила к работе только через год после прихода на работу. Все это время набиралась опыта: ездила на курсы в Самару, в Минеральные Воды. Хотелось, конечно, летать. Но надо было подучиться —ответственность большая.

Сейчас Ларина летает вторым пилотом борта «Грозный — Москва — Грозный». И хотя она девушка, командир воздушного судна относится к ней на равных.

«В полете нет никаких поблажек. Она для меня — пилот, несмотря на то, что женщина. Поэтому общение и требования — на равных», — говорит командир Ларины Ануар.

Самолет ЯК-42, который Ларина пилотирует, она знает как свои пять пальцев. Ларина уверена, что безопасность полета зависит и от того, как пилот чувствует самолет.   

Исполнив одну свою мечту, Ларина думает о новой: стать командиром воздушного судна. Как признается пилот, для этого ей надо налетать полторы тысячи часов.

«Время у меня есть. А еще в планах семья и дети. Уверена, они моей карьере не помешают», — смеется Ларина.

Смотрите также: Как робототехнический комплекс «Уран-6» разминирует поля Чеченской республики →

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество