Тибетские специалисты по переселению душ объясняют слушателям следующее: для правильной реинкарнации не следует быть бедным, запрещено убивать тараканов, да и вообще — возможно, мы с вами уже сейчас живём... в Преисподней.
...Сразу скажу — мы отрицаем существование самой души. Существует сугубо сознание, оно-то после смерти и попадает в другое тело. Увы, заказать перевоплощение нельзя. Есть легенда: один человек хотел стать знаменитым актёром, но потерпел неудачу. Он сделал ставку на следующую жизнь. Отказался от мирских благ, ел только мёд, пил лишь воду и духовно совершенствовался. Но когда умер, превратился в бабочку.
Смирение кровососущих
...Мы беседуем с преподавателем медитации Ланг Сангом в тибетском монастыре Копан, расположенном на окраине Катманду: именно тут действуют популярные курсы (от 4 до 6 месяцев) по подготовке к перерождению. Как предупреждает Ланг Санг, первым делом следует усвоить: если веришь в реинкарнацию, то надо и вести себя соответственно — ученикам запрещено убивать любых живых существ. Непальские тибетцы выходят на уличные протесты, когда летом уборщики сжигают сухую траву — ведь в ней могут находиться кузнечики, а, согласно буддизму, люди часто перерождаются в насекомых. По той же причине нельзя «хлопать» комаров и травить тараканов — вдруг это раньше были ваши друзья и родственники?
«Настоящий кошмар, — комментирую я. — Вы просто российских комаров не знаете». Ланг Санг строго советует: надо медитировать, и тогда кровососы смирятся. Даже когда в 1939 году в Тибет прибыла экспедиция оккультистов СС из «Аненербе», им разрешили провести раскопки с условием: они не убьют ни одного насекомого либо животного и будут питаться растительной едой. Для противников вегетарианства выход тоже есть — тибетцы покупают говядину у мясников-мусульман. «Главное — не убивать самому, — объясняют мне. — Иначе в следующей жизни родишься коровой, дабы испытать её страдания под ножом. Кому такое понравится?». Слушателей в Копане хватает — приезжают из США, Европы, есть и россияне: все хотят выяснить, как получить после смерти «достойное» тело. Но, в отличие от индуизма, тибетцам сложно переродиться политиком, миллионером или рок-звездой. Судьба поступает наоборот.
«Мы находимся в аду»
...После ухода из тела сознание путешествует по шести мирам сансары, — говорит заместитель настоятеля монастыря Нгаванг Таши. — Вы можете попасть на землю, где живут демоны, к привидениям, в мир животных, а также к богам — разновидность рая. Мы с вами не знаем, где находимся в данный момент. А вдруг наш мир и есть тот самый ад с демонами? Для того, чтобы сознание перешло в «желаемое» тело, надо постоянно медитировать на тему реинкарнации и отказаться от совершения плохих поступков. Если, скажем, министр ел только растительную пищу, но при этом воровал казённые деньги, он запросто превратится в горного козла. Да, не так уж плохо — но и восторга подобное перевоплощение не вызывает. Слушатели наших курсов приучают себя к смерти, изучают её особенности, преодолевают страх перед ней. Проблема человечества — все живут так, словно смерть никогда не наступит. А это неправильно.
...У каждого монаха в Копане есть личные наблюдения переселения душ, хотя процесс распознавания реинкарнации обычно долог. В случае последнего далай-ламы (главы тибетских буддистов) это было так: в 1937 году тело покойного лидера Тибета забальзамировали и посадили на трон во дворце Потала. Через некоторое время его голова повернулась с юга, куда смотрела первоначально, на северо-восток. Регент Тибета уехал для медитации к священному озеру и увидел в вещем сне буквы, монастырь с сине-золотой крышей, а также дом с дождевыми стоками из можжевельника. Буквы обозначили название провинции Амдо, дом оказался жилищем нынешнего далай-ламы — Тенцзина Гьяцо. Поисковая группа монахов прибыла туда и показала двухлетнему ребёнку вещи покойного. Тот поворошил их и сказал — «вот это и это — моё... а те штуки — не мои».
«Будешь собакой бесконечно»
Ланг Санг сравнивает поиски далай-ламы с историей о своём духовном учителе. «Он умер 12 лет назад, а недавно я встретил его реинкарнацию. Весёлый мальчик. Как и прежний учитель, он любит шутить, имеет те же вкусы в еде и легко узнаёт места, где когда-то жил. Вспомните, у вас ведь случается такое: будучи за границей, вы вдруг останавливаетесь у какого-то дома и узнаёте окружающую вас местность? Да, это и есть признак — вы бывали тут в прошлой жизни». По мнению Нгаванга Таши, довольно часто происходят перерождения и среди животных. «У нас жила собака: белая с чёрными пятнами, хромала на заднюю ногу. Когда она умерла, вскоре у монастыря нашли щенка такого же окраса, с хромой лапкой! Когда сознание перемещается в одно и то же существо, это означает следующее: человек в мирах сансары "плывёт по течению". Чтобы вырваться из круга реинкарнаций, надо приложить усилия — иначе останешься собакой бесконечно». Относительно вопроса, следует ли для правильного перерождения быть бедным и голодным, монахи однозначно утверждают — нет. «Никто не говорит, что богатый человек с радостью должен раздать своё имущество, жить в пещере и есть коренья. Но объективно аскетизм лучше подходит для духовного совершенствования».
...Прихлопнув во время интервью на руке комара, я испортил себе карму (понятие в буддизме и индуизме, согласно которому греховные и праведные дела определяют судьбу души после смерти) и в следующей жизни получил шанс стать комаром. Сотни туристов уезжают из Копана разочарованными: им кажется, что должно быть как в магазине — прослушал полгода курс медитаций и гарантировал себе правильное перерождение. Увы, это вовсе не так. «Не надо становиться буддистом и исступлённо верить в Будду, — объясняет Ланг Санг. — Неважно, кто вы — христианин, мусульманин или поклонник Зевса. Основное — не быть последней сволочью и не причинять никому гадостей: тогда в следующей жизни, если вы в неё верите, всё обязательно будет хорошо». С этими словами я полностью согласен: однако теория, что мы живём в аду, мне тоже понравилась. Она многое объясняет.