Примерное время чтения: 9 минут
16153

На фанере к небу. Авиаконструктор-любитель строит самолеты военных времен

Фото из личного архива Ирека Вильданова
Фото из личного архива Ирека Вильданова

Деревянный самолет У-2

Мастерская Ирека Вильданова находится в промышленном районе Набережных Челнов. В просторном, светлом помещении пахнет не соляркой и мазутом, а деревом. Комната обставлена деталями будущего самолета У-2. Почти все они сделаны из фанеры.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

«Эти  деревянные самолеты выпускали с 1928 по 1954 год на авиазаводах, - объясняет конструктор. –  У-2 изначально был создан Николаем Поликарповым как учебный самолет. Юные неопытные летчики часто делали ошибки бомбардировщиках, уходили в штопор, погибали, а авиаконструктор рассчитал чертежи так, что самолет «прощал» ученикам погрешности.  Применяли У-2 в сельскохозяйственной авиации, в санитарной. Во время войны он превратился в бомбардировщик и был переименован в ПО-2. На них летал знаменитый 64-ый женский полк – которых немцы окрестили «ночные ведьмы». Знаменитый самолет появляется в кино: пилоты У-2 - герои  фильмов «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «Если завтра война».

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Двигатель и шасси сороковых годов

Раритетным самолет делают родные детали. На полу лежат шасси У-2 сороковых годов. Они выполнены из натурального каучука и даже не потрескались, спустя 70 лет. «Вот бы автомобильные шины такие делать, - улыбаясь, показывает их Ирек. – Я нашел их в Пермском крае. Ездил к товарищу и вижу, что на садовой телеге эти колеса. Сразу узнал, что это от У-2 и попросил его их подарить мне».

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Двигатель в форме пятиконечной звезды тоже времен Великой Отечественной. «Три года назад по сарафанному радио  друзья-летчики сказали мне, что в Омской области «завалялся» двигатель У-2 и я купил его на несколько сотен тысяч рублей», - рассказывает Ирек. Технические характеристики самолета будут сохранены: высота полета — 3 км, максимальная скорость — от 130 до 150 км/час. Масса собранного самолета 960 кг.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

«Я строю точную копию самолета. Крылья моего У-2 сделаны из финской фанеры, аналога советской  БП-1.  Затем я покрываю ее специальной тканью перкаль (прочная хлопчатобумажная ткань, используемая в авиации – прим. автора) которую нашел на единственном предприятии в стране. Поверх обрабатываю аэролаком», - рассказывает конструктор.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Не нашел он только казеинового клея, поскольку в России его уже не выпускают.

«Мне строительство летательного аппарата обойдется в десять раз дороже, чем это было в сороковые», - отмечает авиалюбитель.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Строить свои самолеты и летать на них - мечта всей жизни Ирека Вильданова. «Я долго шел к этому, но в начале 90-х познакомился со студентами Казанского авиационного института, которые собирали летательные аппараты и испытывали их на аэродроме. Так я и поверил, что моя мечта - более чем реальна».

Вдоль мастерской расположены несколько длинных столов, на которых свалены шурупы, гвозди, фотографии. С потолка свисают авиамодели и воздушный змей. Ирек показывает на стол с кипой старых книг и журналов - печатные издания 30-х годов. Их Вильданов нашел в  одной из московских библиотек. Поскольку чертежи У-2 не сохранились, мужчина восстанавливал размеры деталей по старым инструкциям по эксплуатации. «В Национальном музее Татарстана выставлен У-2, я его фотографировал и сравнивал схемы. На обработку всей информации и подготовку эскизов, чертежей в натуральную величину ушло около года», - рассказывает он.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Над строительством самолета Ирек трудится уже четвертый год. А до этого собрал своими руками четыре самолета по собственным чертежам. На испытании первого мужчина, из-за отказа двигателя, упал с высоты 30 метров, получил травму головы. «Я лежал окровавленный на земле, а друзья не могли пригнать транспорт на то место, куда я упал. Тогда они увидели пролетающий мимо вертолет и стали махать ему руками. Так меня спасли», - восстанавливает Ирек события того дня по воспоминаниям товарищей. Но даже после этого, хобби не бросил. Один его самолет теперь летает в Волгоградской области, один – хранится у создателя, еще один – проходит испытания.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

«Однажды побывав на небе, человек будет стремиться туда всегда»

Свою привязанность к небу авиаконструктор сравнивает с любовью. «Однажды побывав в небе, человек будет стремиться туда всегда», - говорит он. Увлекся авиацией Ирек в детстве – в седьмом классе друг потянул в авиамодельный кружок. Окончив школу, сам руководил этим же кружком, посещал  занятия юных техников. Работал в аэропорту Бегишево авиатехником, получил образование по специальности техническая эксплуатация воздушных судов в Иркутском авиационном училище, отучился в ДОСААФ. Был у Ирека Вильданова свой  аэроклуб, но в сложные 90-е его пришлось закрыть. Тогда мужчина решил завязать с авиацией, но понял, что не сможет.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Поддерживает начинания Ирека и его семья. Две дочери в детстве часто посещали аэродром, а младший – десятилетний Марат и сейчас помогает отцу собирать авиамодели.

Фото из личного архива Ирека Вильданова

«У-2 практически готов, - отмечает мужчина. Я планировал его дебют к 9 маю, но по некоторым причинам испытания отложил на лето». Скоро челнинцы увидят легендарный самолет в небе: осталось только его покрасить в цвет хаки, нарисовать на борту красные звезды и доработать некоторые мелочи.

Фото из личного архива Ирека Вильданова

Мечтает научить детей летать на самолетах

Ирек Вильданов также является основателем клуба авиалюбителей «Дедал» в Набережных Челнах. На данный момент вступить в сообщество могут только люди, достигшие 21 года. Мечта мужчины: создать в своем городе аэроклуб, где каждый желающий ребенок бесплатно смог бы получить знания и опыт управления самолетом.

Ирек придумал и план занятий: самые маленькие будут собирать модели и постигать основы аэродинамики с помощью радиоуправления, те, кто постарше смогут помогать в строительстве настоящих самолетов, изучат историю и теорию полетов.

Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Власти выделили Иреку землю, пригодную для реализации задумки. Но для воплощения проекта в жизнь необходимо закупить несколько планеров, каждый из которых стоит от 300 тысяч рублей. Требуется спонсорская помощь.

«Молодежных клубов сегодня в России не осталось совсем, - твердит он. – Почему бы первый не открыть в Набережных Челнах».
Фото Алии Шарафутдиновой / АиФ

Перелететь Ла Манш на собственноручно собранном самолете

Ирек Вильданов планирует строительство нового летательного аппарата: им станет французский Блерио-11 – легендарный самолет на котором 25 июля 1909 года его создатель перелетел Ла Манш. Известный российский летчик Александр Васильев на этом же самолете в июле 1911 года совершил перелет из Петербурга в Москву.

«Это самолет коренным образом изменил авиастроение, - признается Ирек. - Чертежи Блерио-11 у меня уже готовы».

Мужчина желает взяться за них как можно скорее. Он мечтает повторить подвиг Луи Блерио, перелетев Ла Манш.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах