Почти четверть века назад лётчик первого класса Александр Поддубный спас от гибели Ил-14: легендарный самолёт, который сделал гражданскую авиацию одним из главных видов транспорта в Советском Союзе. Поддубный успел выкупить самолёт незадолго до того, как его распилили бы на цветной металл: отлетал своё! С тех пор лётчик ухаживал за своим «Илюшей» и поддерживал его в рабочем состоянии. Недавно «Илюшу» арестовали: несколько лет назад частные самолёты обложили неподъёмным транспортным налогом. 67-летний бывший лётчик с пенсией около 20 тысяч не осилил сумму в 500 тысяч рублей ежегодно, и, когда его долг возрос до двух миллионов, готов был уже проститься с любимым детищем. Но Александру помогли меценаты. Долг полностью погасили, и теперь самолёт наконец-то сможет подняться в небо после нескольких лет стоянки. Меньше чем через год лётчику предстоит найти ещё полмиллиона, но он не унывает: главное, что они с «Илюшей» снова вместе. «Что-нибудь придумаю, — говорит Поддубный. — Ещё полетаем!»
Самолёт по имени Илюша
Самолёт Ил-14 стали выпускать в 50-х годах прошлого столетия. Машина сразу же стала главным магистральным самолётом Аэрофлота, и без него развитие гражданской авиации в Советском Союзе было бы невозможным. В 80-х, когда начали производить более технологичные машины, Ил-14 сняли с эксплуатации. Старые самолёты распиливали на цветной металл. Одним из мест уничтожения отлетавших машин был авиационный завод в Улан-Удэ. Однажды в столицу Бурятии с рейсом прибыл лётчик Александр Поддубный.
Он признаётся: даже сейчас, много лет спустя, не может спокойно вспоминать о том, как «убивали» ветеранов неба. «Было невозможно на это смотреть, — рассказывает Поддубный. — Сердце болело, ведь самолёт — это не просто кусок металла!»
Знаменитый Ил-14 оставался на бурятском заводе в одиночестве: все остальные уже распилили и растащили на части. Такая же участь ждала и эту машину. Тогда Александр решил спасти самолёт и попросил не уничтожать его. Полгода лётчик копил деньги, чтобы выкупить Ил-14.
Единственный летающий Ил-14
В то время Поддубный возглавлял аэроклуб в городе Мирный в Якутии. Ил-14, который ещё недавно собирались распилить на металл, стал летать по всей Сибири. На вырученные деньги лётчики покупали запчасти и топливо для самолёта и обучали старшеклассников подниматься в небо вместе с инструктором. Каждый год Ил-14 получал свидетельство о лётной годности.
Самолёт был в прекрасном состоянии, ведь Поддубный ухаживал за ним, как за ребёнком. Александр регулярно ремонтировал и красил «Илюшу» и следил, чтобы машина была исправна. К сожалению, через несколько лет аэроклуб закрыли из-за проблем с финансированием.
Поддубный узнал, что в Петербурге собираются открыть большой музей летающих самолётов: идеальное место для «Илюши»! В 2003 году лётчик вместе со всей семьёй прилетел на Ил-14 в Северную столицу. Открыть музей так и не получилось: городские власти не одобрили проект. Тогда самолёт переместился на аэродром под Петербургом — в Горелово — и с тех пор это его постоянное место обитания. Здесь Александр продолжает заботиться о самолёте.
На сегодняшний день в мире осталось всего три Ил-14. Пока самолёт летает — он живой. «Я всегда разговариваю с „Илюшей“, — рассказывает бывший лётчик. — Когда прихожу на аэродром, всегда здороваюсь с ним, глажу, похлопываю. Когда уезжаю, прощаюсь и говорю, чтобы не скучал. Мы дружим».
Арест самолёта
В 2007 году вышел новый закон, по которому самолёты облагались налогом, как и другие транспортные средства. Парадоксально, но платить такой налог должны только коллекционеры, а не владельцы авиакомпаний. В Петербурге владельцу самолёта приходится ежегодно выплачивать по 125 рублей за 1 лошадиную силу. У Ил-14 — два двигателя по 1900 лошадиных сил в каждом. Получается, за «Илюшу» с Александра потребовали аж 475 тысяч рублей в год. Для бывшего лётчика это сумма неподъёмная.
67-летний Поддубный уже не работает и живёт на пенсию размером около 20 тысяч рублей. Когда долг начал расти, пенсию срезали: налоговики обратились в Пенсионный фонд, и около половины заслуженного дохода у Александра стали забирать. Правда, этих денег всё равно не хватало на погашение долга.
В конце концов приставы арестовали самолёт. На Ил-14 уже нельзя было подниматься в небо. Александру разрешили только продолжать ухаживать за машиной: запускать двигатели, проверять системы. Самолёт простоял недвижимым несколько лет. К 2017 году задолженность составляла уже более двух миллионов рублей. Единственным выходом для Поддубного было снять самолёт с регистрации: то есть признать его не летающей машиной, а грудой металлолома, на которой нельзя подниматься в воздух.
Убить «Илюшу» лётчик не смог. «За 24 года мы стали родными, — говорит Александр. Он должен жить дальше!» Поддубный с ужасом понимал, что скоро навсегда расстанется со своим «Илюшей», но внезапно весь долг бывшего лётчика погасили меценаты, которые предпочли остаться неизвестными.
«Илюша» может сняться в кино!»
Ещё полгода Поддубный может не задумываться о выплате налога. Очередные 475 тысяч рублей Александр должен накопить до 1 октября. Если не получится — самолёт снова арестуют, и не факт, что в следующий раз бывшему лётчику снова помогут меценаты. Несмотря на это, Поддубный счастлив: ведь сейчас они с «Илюшей» снова вместе! Александр надеется, что ему удастся сохранить легендарный самолёт, который сыграл большую роль в советской авиации: этой машине почти 60 лет, но ей ещё рано выходить на пенсию.
На Ил-14 можно совершенно безопасно подниматься в небо, и планы у Поддубного — наполеоновские. Бывший лётчик предлагает использовать самолёт для прыжков парашютистов и обучения курсантов. Кроме того, Ил-14 может участвовать в авиашоу и сниматься в фильмах о советской эпохе. «Я заработаю нужную сумму любыми средствами, — верит Поддубный. — Больше не дам арестовать „Илюшу“. Он будет летать!»