ный завод» выпускает оборудование, узлы и детали для подвижного состава железной дороги.
Завод планирует выйти на полную мощность с оборотом в пять миллиардов рублей к концу 2015 года. Производственные мощности разместятся в трёх цехах на площади 27 тысяч квадратных метров. Треть оборудования уже смонтировано и работает. К лету 2015 году планируется завершить переезд в Россию.
«Очень доволен, что есть работа в России»
Пять минут — и розетка готова. Розетка — это металлическая деталь, соединяющая железнодорожные вагоны. Сергей, оператор станков программного управления, открывает экран станка, достаёт из зажимов изделие.
«Разницы в работе нет, что здесь, в Каменске, что в Луганске, оборудование ведь одно и то же», — говорит фрезеровщик, складывая деталь в ящик готовой продукции. За смену ему нужно насверлить несколько ящиков розеток.
Сергей, как и 50 других высококвалифицированных рабочих, переехал из украинского Луганска в российский город Каменск-Шахтинск недалеко от границы. Их завод вывез с территории Украины всё оборудование и разместился в цехах, которые луганский бизнесмен Вячеслав Краюшкин выкупил у Каменского завода транспортного машиностроения. Помещения на тот момент пустовали. Теперь украинский завод встраивается в экономику России. Завод участвует в том числе и в программе импортозамещения: выпускает продукцию, например фильтры и горнообогатительную технику, которую ранее российские предприятия покупали в Германии.
«Дома был две недели назад, ездил на похороны близкого человека, отсюда всего-то езды 90 километров», — продолжает разговор рабочий, наблюдая за электронными приборами.
Высокоточный станок без прямого участия человека сверлит в металлической болванке отверстия нужного диаметра и необходимой глубины.
По словам 36-летнего украинского специалиста, дома в Луганске у него всё хорошо: «Младший сын ходит в садик, старший — в школу, в квартире есть тепло, свет, вода, газ, а с момента перемирия между ополченцами Донбасса и Украинской нацгвардией и вовсе легче стало жить — жена вышла на работу маляром на возобновивший работу Луганский тепловозостроительный завод».
В другом цеху, за стеной, его земляк из Луганска Андрей за похожим высокоточным станком фрезерует «зубчатый венец».
«Очень доволен, что у меня есть работа, в России платят и аванс, и зарплату, а значит, есть надежда на хорошую жизнь, будущее», — рассказывает рабочий.
По его словам, завод в Луганске стоит практически без электричества, а если кто и работает, то два раза в неделю, получая в российской валюте 300 рублей в неделю. «Это ничтожно мало, недостаточно, чтобы прокормиться», — говорит Андрей.
Мы с ним считаем, сколько станков переехало и размещено в этих выбеленных просторных цехах. «Получается 12 станков размещено в первом цехе и 15 — во втором, в Луганске ещё остались термические печи для изготовления пластиковых труб», — объясняет Андрей, работающий на заводе уже четвёртый год.
Бытом рабочие довольны: живут на съёмных квартирах, за которые полностью платит руководство завода.
Заказы и перспективы
В цеху, куда планирует переехать оставшееся оборудование, темно, но помещение уже подготовлено: старые полы и электропроводка сорваны, их заменит всё новое. В этом зале только одна деталь осталась нетронутой. Перед входом висит большой нарисованный масляными красками, уже потускневший от времени плакат с изображением Владимира Ленина с красной ленточкой на пиджаке. Вождь мирового пролетариата указывает рукой куда-то вперёд, сделана надпись: «Победа коммунизма неизбежна!». Раритетный плакат почему-то решили оставить.
Ростовские власти переезду предприятия рады и обещают поддержку. «Завод находится в состоянии развития, мы намерены и дальше оказывать предприятию содействие, чтобы он реализовывал свою программу выхода на проектную мощность. У завода хорошие перспективы — это очевидно», — говорит губернатор Ростовской области Василий Голубев.
По словам Голубева, завод имеет достаточное количество заказов от ведущих предприятий и компаний в России, среди заказчиков — Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), «Лукойл», «Газпром».
Почему Луганский завод уехал в Россию
Переехать в Россию Луганский электромашиностроительный завод (ЛЭМЗ) планировал ещё в 2013 году, то есть даже до начала военных действий на юго-востоке Украины. Война процесс ускорила.
«Причина переезда, главным образом, экономическая, логика передислокации заключается в том, что сырьё завод получает в России, как и конечную продукцию на 90 % реализует в России. Поэтому луганцам экономически целесообразнее работать здесь», — прокомментировал ситуацию гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.
Что останется от завода в Луганске?
Луганское производство останется, полностью не закрывается, но былой мощи не будет. В Луганске оставят рабочие места исключительно из социальных интересов местного населения, чтобы люди получали зарплату, объясняет гендиректор завода Вячеслав Краюшкин.
На сегодняшний день в Каменске уже создано 200 рабочих мест. В планах — дальше перевозить оборудование и создать дополнительно ещё 600 рабочих мест.
«Мы вынуждены перевозить специалистов, потому что оборудование высокоточное, сложное, и глобально надеемся на местный рынок труда», — говорит Краюшкин.
Кто ещё переехал с Украины в Россию?
Из промышленных предприятий, кроме ЛЭМЗ, с Украины в Россию переехало другое украинское предприятие завод «Луганский машиностроитель – 43», он базируется в Чувашии, основное производство должно запуститься в начале 2015 года. Основная причина передислокации — военные действия на территории юго-востока соседней страны.
Также из-за войны на сопредельной Украине в соседний Ростов-на-Дону полным составом перебрался Луганский ансамбль песни и танца «Легенда». По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, местные власти окажут помощь творческому коллективу. «В 2015 году ансамбль будет выступать не только в Ростовской области, но и в других городах Россию», — подчеркнул Голубев. Сейчас «Легенда» базируется в Ростовской государственной филармонии.
По всей видимости, это не последние организации, которые покинут юго-восток Украины.
Луганский бизнесмен, владелец ЛЭМЗ Вячеслав Краюшкин, признался, что он знает немало своих коллег по бизнесу, которые планируют перенести свои мощности в Россию.
Подтвердил его слова о том, что есть предприятия, которые собираются переезжать, и гендиректор Агентства инвестиционного развития области Игорь Бураков.
«Есть производственные предприятия, заводы, желающие переехать с Украины в Россию, кто-то с нуля собирается строить заводы, есть предприниматели, которые начинают вкладывать деньги в недвижимость — строят дома, торговые комплексы», — резюмировал Игорь Бураков.