В этой семье каждые 30 лет играют новую свадьбу. Вторая семейная традиция — полюбить один раз и на всю жизнь.
Евгения Михайловна и Геннадий Иванович Гущины справили недавно свадьбу «железную» — 65 лет семейной жизни. Их дочь Августа с мужем — «коралловую» свадьбу — 35 лет, а внучка Елена и её супруг Михаил — скромную «деревянную» — 5-летний юбилей.
Дорогой подарок
Юная Женя и не знала, что встретит на танцах свою судьбу. Она, деревенская, очень хотела посмотреть на героев-солдат, вернувшихся с фронта. А красавец Геннадий приехал навестить родню в деревню Юрьевец.
Грудь в орденах, только что с Парада Победы на Красной площади! И Женя пропала. Не помнит, как её пригласили на танец, как провожали домой, как и что рассказывал её герой... А поведать было о чём. Геннадий Иванович сражался в танковых войсках в составе 3-го Белорусского, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов. Освобождал мир от фашизма, был ранен, контужен...
— Встречались мы почти всё лето, а потом к моим родителям пришли сваты, — вспоминает Евгения Михайловна. — После свадьбы переехала к мужу в его родной посёлок.
И ни слова Евгения Михайловна не говорит о том, что Геннадий-то вернулся с войны глухим. Что она ни разу не упрекнула его ни в чём. Только вниманием окружила да заботой и лаской поддерживала, каждый день помогая преодолевать страшную фронтовую травму. Геннадий устроился работать на ГАЗ и вскоре несмотря на глухоту стал одним из лучших рационализаторов.
Как-то в журнале «Наука и жизнь» он прочитал, что в Москве начали делать экспериментальные операции по восстановлению слуха у животных — вставлять нейлоновые барабанные перепонки. Гущины поняли: это шанс!
Начали искать выходы на медицинских светил столицы. В итоге в 1956 г. в Боткинской больнице была сделана первая операция на одно ухо, а в 1976 г. — на второе. «Она подарила мне способность слышать мирную жизнь», — говорил Геннадий Иванович о своей жене.
Секрет крепкой семьи Гущины видят в том, что всегда умели радоваться жизни. На праздниках гости пели под баян главы семьи. А вот спиртное в доме никогда не жаловали и на стол по традиции выставляли самовар.
Для всех жителей посёлка Геннадий Иванович обустроил спортивную площадку, все собираются там на новогодние праздники и на всевозможные спортивные мероприятия. А несколько лет назад ветеран решил преобразить местный пустырь — засадил его молодыми саженцами. Сейчас жители посёлка называют подросшие деревья парком Гущина.
— Самое любопытное, что там даже грибы пошли! — радуется Геннадий Иванович. — Саженцы-то я из леса привёз.
Супруги Гущины до сих пор абсолютно самостоятельны! Ухаживают за огородом, во дворе у них куры, и испечь пироги могут, и гостей принять без всяких скидок на возраст. Глава семьи считает, что во всём должен быть порядок, и до сих пор составляет каждое утро план на день, а затем чётко его выполняет.
— Я даже не помню, чтобы мы серьёзно ссорились, — говорит Евгения Михайловна о своей семейной жизни. — Бывает, поругаемся, а через минуту — как ни в чём не бывало снова смеёмся.
«Все ботинки истоптал»
Вспоминая классика, скажем: все счастливые семьи счастливы одинаково. Дочь Гущиных Августа со своим мужем Виктором Быковым познакомилась в 9-м классе.
— Когда его увидела, я словно поняла, что это моя судьба, — делится Августа Геннадьевна. — Я лежала в больнице, весь класс пришёл меня навестить. Ребята кричали под окнами: «Августа, выздоравливай!» Я выглянула в окно и увидела незнакомого парня, который стоял поодаль у дерева в куче портфелей и смотрел на меня. Оказалось, Витя всего несколько дней назад пришёл в наш класс.
Встречаться молодые люди начали почти сразу после окончания школы.
— На выпускном вечере я заметила, что Витя приглашает меня танцевать чаще и чаще, — улыбается Августа Геннадьевна. — А потом он пошёл меня провожать.
— И так пять лет провожал, все ботинки истоптал, — иронично замечает супруг.
После школы Виктор поступил в строительный институт, Августа — в медучилище. И только после учёбы поженились. На долю семьи Быковых дважды выпадали серьёзные испытания — и оба раза при рождении детей. После появления сына в 1978 г. у Августы развился послеродовой сепсис, она была на грани жизни и смерти. Выкарабкивалась 4 месяца.
— Муж после работы бежал ко мне, потом к малышу, стирал пелёнки, купал, — сдерживая слёзы, вспоминает Августа Геннадьевна. — Тогда нам очень помогли его и мои родители.
Через 8 лет судьба приготовила им новые проблемы. У Быковых только родилась дочка Леночка, и нежданно-негаданно муж заболел — распухло плечо, стали отказывать ноги. Недуг приковал Виктора к больничной койке почти на год. Как же трудно было Августе с младенцем на руках и с больным мужем в Москве, вдали от семьи! Гущины продали всё что могли, даже корову, чтобы дочка смогла прокормить детей и ездить в больницу к мужу в столицу. И Виктор выздоровел!
Спустя годы он скажет Августе: «Знаешь, мы, наверное, ненормальные — влюбились в молодости на всю жизнь».
«Хочу жить как они»
Их дочь Елена превзошла своих родителей — она познакомилась с будущим мужем Михаилом в 8 лет. Счастливым местом, где встретились будущие супруги, стала всё та же деревня Юрьевец, где когда-то танцевали её бабушка с дедушкой.
В родовой деревне до сих пор стоит деревянный домик, куда на лето приезжают всей семьёй отдохнуть от городской пыли.
— Мы с Мишей — почти ровесники, каждое лето проводили вместе, — рассказывает Елена. — Я даже и не думала, что выйду за него замуж. Просто со временем как-то незаметно наша дружба переросла в любовь. Мы начали встречаться в 17 лет, а через несколько лет поженились.
Сейчас пара воспитывает сынишку Никиту и новорождённую дочь Варвару. Никита был почётным гостем на юбилейном торжестве трёх поколений семьи. Именно ему отец передал символический ключ от семейного очага. После церемонии Елена призналась, что хотела бы вот так же, душа в душу, прожить с любимым, как мать с отцом и бабушка с дедушкой.
Геннадий Гущин отметил 90-летие. За большим столом собралось большое семейство, где о разводах, уверяют, никто никогда не помышлял. А о любви они не говорят — всё же и так ясно.