В лесной сфере может быть введён институт частной собственности, сообщил министр промышленности Денис Мантуров.
«Для государства это определённые гарантии того, что собственник будет заботиться о том участке, который приобрёл. Если там произошёл пожар, то это ущерб в первую очередь для собственника, поэтому он будет контролировать свой участок», – сказал он. Есть ли здравый смысл в этой идее?
Татьяна Кузнецова, директор МБУ «Горлесхоз»:
Само словосочетание «леса в частные руки» кажется мне сомнительным. Мы уже много лет наблюдаем, что делают частные руки в тайге, получив её в аренду. Из лесов выжимается всё, после чего пустые делянки бросаются. Никакие прописанные обязанности по лесовосстановлению арендаторами не выполняются. Следить за исполнением статей договоров аренды некому. Если леса отдать частнику в собственность, это ничего не изменит в отношении к этому уникальному ресурсу. Мы отлично знаем, что сегодня деньги всё застилают перед глазами у многих. И новый хозяин выжмет из полученного в собственность леса всё до последней копейки.
Сейчас в РФ большинство арендаторов получает землю в пользование на 49 лет – солидный срок. Но могу сказать точно: если вы видите на фотографиях авиаразведки пустые квадраты вырубленной тайги – не сомневайтесь, это арендная земля. Не хочу сказать, что все арендаторы плохие. Просто главная задача у всех у них одна – выгода. Поэтому, получив лес в аренду, лесовосстановление они оставляют на потом – потому что оно стоит денег. Я своими глазами видела, как в соседнем лесничестве снимают «сливки» – деловой лес – и идут дальше. При этом меня контролируют несколько организаций, в год принимаю до 35 проверок! А попробуйте проверить арендатора, сразу крик – кошмарят бизнес!
Спасти леса может только возвращение к старой системе лесной службы со всеми полномочиями. Чтобы мы имели право ловить нарушителей в лесу и чтобы они об этом знали. Чтобы восстановлением тайги занимались профессионалы, а не выигравшие конкурс организации и структуры, у которых в названии есть слово «лес». Наши зелёные угодья должны быть в государственных руках. За много лет работы в лесу я ещё не встречала частных рук, которые несли бы тайге добро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции