Они сражались на стороне правительственных войск, но не являлись действующими военнослужащими. Кем их считать: «воинами-интернационалистами» или «дикими гусями», как со времён Наполеоновских войн в Европе называют наёмников?
Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры:
— Первая частная военная компания (ЧВК) была создана в 1967 г. полковником британской армии Дэвидом Стирлингом. Именно он в годы войны породил знаменитый английский спецназ SAS. В наши дни под термином ЧВК понимается лицензированное предприятие, которое находится под контролем государства и работает в интересах другого государства или частного бизнеса, но обязательно на территории чужой страны. На этом рынке вращаются огромные деньги — за первое десятилетие XXI в. на частные военные услуги было потрачено более 100 млрд долл. Только в Ираке и Афганистане в 2012 г. работали свыше 20 тыс. частных охранников. Самая большая в мире ЧВК — датско-британская «Group 4 Securicor», на которую работают 600 тыс. сотрудников! Участие в боевых действиях — далеко не самая главная сфера действия ЧВК. Куда важнее охрана, кибербезопасность, консалтинг, разведка, подготовка военных и специальных подразделений.
В России ЧВК действуют в «серой» зоне по принципу «что не запрещено законом, то разрешено». Нигде в законодательстве РФ частная военная деятельность не значится. Но ЧВК у нас есть. Самые известные — «РСБ-Групп» и «Moran Security Group» — занимаются охраной судов от пиратов, разминированием. А вот «ЧВК Вагнера» — это журналистский штамп. Под ним скрывается добровольческое соединение, которое нельзя считать частной военной компанией в чистом виде. Попытки ввести ЧВК в правовое поле у нас предпринимались неоднократно, Государственная дума в разные годы рассматривала два законопроекта, оба мне показались сыроватыми. Сейчас на гребне общественного интереса к проблеме назревает третья попытка. Предвижу, что всё опять упрётся в вопрос о том, кто будет контролировать деятельность ЧВК. В США это Государственный департамент, в Испании — министерство труда. У нас с этим вопросом пока не определились, а он ключевой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции