Примерное время чтения: 4 минуты
2462

Учитель — наставник или слуга?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Россия выбрала будущее 21/09/2016

Андрей Рудой, учитель истории из г. Дзержинска Нижегородской обл.:

— Когда я устраивался на работу учителем, родные и знакомые допытывались: «Зачем ты жизнь-то свою губишь, парень? Вроде неглупый, перспективы есть. Почему учителем?» В представлении среднестатистического россиянина учитель — это где-то там, на дне общества, ни заработка приличного, ни карьеры. Но у меня — другой взгляд! Не всё в жизни измеряется деньгами. Учитель — это и профессия, и миссия одновременно. Если люди с прогрессивными знаниями не будут идти в школу, не будут передавать опыт детям, у такого общества нет будущего.

В начале 90-х, когда рухнула советская система, учителям с медиками зар­платы не платили месяцами. Многие, особенно мужчины (а тогда в школах их было немало), вынуждены были уйти в более прибыльные сферы. Ситуация, когда учителя оказались на грани выживания в буквальном смысле, ударила по престижу профессии. А с переходом к рыночному обществу пришли и другие ценности — прибыль, нажива, накопительство, — в которые профессия учителя никак не вписывается. Хотя рыночный подход активно внедряется и в сферу бесплатного образования. Поэтому учитель порой воспринимается уже не как наставник, а как обслуживающий персонал, предоставляющий образовательные услуги.

коллаж
 

Да и дети, выросшие в условиях рыночной России, воспитаны и мыслят по-другому. У них преобладает потребительское отношение к образованию и к жизни вообще. Раньше детей было проще заинтересовать знаниями, ценностями, идеями. Сейчас многие вообще не хотят учиться, прекрасно понимая, что мама и папа в принципе и так могут купить всё, что они захотят.

Плюс ко всему учителя завалены бумажной работой. Всё это в итоге привело к тому, что мы имеем сейчас: работать учителем непрестижно и тяжело.

Ситуация эта отчасти начала исправляться, когда местные власти стали привлекать молодёжь в сельские школы: переселяйтесь в деревню, работайте учителем, и вам дадут домик, машину... И приток молодых кадров пошёл. Однако эти программы зачастую буксуют.

Конечно, достойная оплата труда учителя повысила бы престиж профессии в обществе. Но это не решит всех проблем. Нельзя допускать дальнейшую коммерциализацию образования, потому что это приведёт к ужасным последствиям. Для большинства людей высшее образование станет недоступным, да и школьное реально ухудшится. Если ничего не менять, то образование очень скоро совсем деградирует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах