«Не вырезать душу»
«Система образования - это та же политика, а в политике все и всегда играют с народом. Игра включает в себя разные обещания, возможно, пустые», - уверен Марат Зиганов, доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, создатель Ломоносовской школы г. Москвы.
О виноватых
Сегодня в России реформами заигрались. Реформируют образование, реформируют министерство. Это как в анекдоте. Человек приходит к ветеринару: «Доктор, у меня куры дохнут, что мне делать?» - «Сейчас почитаю книжку… А как вы их кормите?» - «Просто сыплю зерно». - «Вы квадратом сыпьте». Через день приходит: «Доктор, из оставшихся половина сдохла». - «Кругом сыпьте». На следующий день: «Всё равно дохнут». - «Теперь треугольником попробуйте». Через день приходит человек и говорит: «Всё, все сдохли». - «Жаль. А ещё столько идей было!»
У нас в стране в реформах точно так же. Дай только возможность написать. Но реформа - это то, что должно быть управляемо государством и разумным рынком потребляемо.
У нас нет хороших кадров, как, например, в Америке. Там даже на сенаторов учат. А у нас кто приходит на должности министров? Один плохо разбирающийся в проблеме чиновник сменяет другого, и результат от смены нулевой. Это факт. Возьмём ЕГЭ. Из каких побуждений его сделали? Очень много людей хотят поступать в вузы. Это хорошо. Но отсев необходим - всех желающих взять физически невозможно. Вот с помощью ЕГЭ и пытались упростить этот отбор.
В развитых странах такая система тоже существует, и там она работает. А у нас ЕГЭ реализуется по-своему. Вначале ЕГЭ ругали за то, что экзаменационные задания были составлены наспех. По всей стране чиновники кинули клич: «Напишите нам задания». И наприсылали их отовсюду. Всё это быстренько скомпоновали и выдали детям. В итоге получилась куча глупых вопросов и ответов. Но так же нельзя! Сейчас ЕГЭ начали совершенствовать, и заданий плохих стало меньше, но проект всё равно не работает, потому что реформу до ума так и не довели.
О стандартах
Очередная реформа - введены Федеральные государственные образовательные стандарты (т. е. чему и как надлежит учить в школе и какие знания в итоге должен получить школьник и т. д. - Ред.). В стандартах, конечно, есть свои плюсы. Они заставят слабые школы, где директор и учитель просто приходят «отсидеть свой срок» (а такие школы, к сожалению, есть), где преподаватели предпочитают не учить, а «подтягивать» учеников за деньги после занятий (а этот бизнес только в Москве приносит 3 млрд руб. в год), подняться до хороших. Иначе плохим школам придётся официально обнародовать, что они стандартам не соответствуют. Плюс стандартов и в том, что они развивают способности к мышлению. Идёт не просто зубрёжка материала. Ребёнок уже начинает задавать вопросы: «Почему так, а не иначе?» Такой подход имеет свою ценность.
По ним, если ребёнок изучал биологию, он не имеет права пересадить ёлку так, что она погибнет. Это правильно. Но со стандартами есть и существенные проблемы, так как и тут начались перегибы, ведь стандарты писали разные люди. У одного такое мнение, у другого - другое. Но что самое плохое - стандарты упрощают то классическое образование, которое было в России. Люди станут менее грамотными. Это геополитическая тенденция - во всём мире всё идёт к упрощению. Ведь глупыми людьми управлять легче. Если какая-то маленькая страна, например Финляндия, пытается сопротивляться общей геополитике, она выходит в образовании на первые места, и большие страны начинают от неё отставать. Посмотрите, по всем международным тестам большие страны находятся где-то внизу. Индия почти на предпоследнем месте, хотя эта страна вкладывает в образование очень много денег, а Финляндия - в первых строчках.
О престиже
Но не всё ещё потеряно. В этой бочке дёгтя всё-таки есть и ложка мёда. Вот сегодня говорят, что учитель - непрестижная профессия, что в глубинке зарплаты не повышают, что денег мало, что выпускники не идут в педагогические вузы. Это очень плохо. Но это только одна сторона медали, она отпугивает абитуриентов от профессии педагога. Они просто не знают, что, в Москве, к примеру, у учителей заработная плата выше, чем средняя по городу. И в государственных школах учителя получают больше, чем в частных. Вы слышали, что в государственной школе учителю могут платить до 145 тыс. руб.? Не слышали? А почему? Потому что сегодня у нас про современную школу показывают только ужасы. Гай Германика сняла сериал, показала плохих учеников, плохих учителей. Мне кажется, её задача была не в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, а в том, чтобы заработать денег на рекламе.
Один немецкий нейрофизиолог говорил, что, когда кто-то хочет воспитать человека, он не должен брать нож и вырезать душу, чтобы её переделать. Нужно рядом с негативом создать пустое место для позитива и обосновать, что это позитив. Вот ребёнок смотрел порнофильмы в Интернете. Так покажите ему, что корабли собирать так же интересно, так же остро, так же опасно, как рыскать в Сети. Или пусть займётся прыжками в воду - тот же адреналин. Или пусть изучает голосеменные растения - там море неизведанного!
Знаете байку? В мединституте профессор объясняет: «Как зовут человека, который хочет, но не может?» - «Импотент». - «А как зовут того, кто может, но не хочет?» Девушка вскакивает и кричит: «Сволочь он!»
Много таких примеров в жизни, когда люди могут, но не хотят. Так сделайте что-нибудь. Родители, помогите ребёнку! Сами возьмите книжку, прочитайте, перескажите, заинтересуйте его. Не сидите весь день у телевизора. Помогите учителям и собственным детям! У ребёнка есть свободное время? Займите его, например, музыкой. Чем больше успеваете за один день, тем больше будет свободного времени.
В стране сейчас самое время создать министерство интеллектуального развития. В Венесуэле сделали такое, и страна пошла вперёд. В Южной Корее образовали департамент интеллектуального развития, и страна рванула в развитии, хотя до этого мы долго смеялись над корейцами. А у нас последнее достижение - бронзовая медаль на олимпиаде по информатике. По всем остальным позициям мы потеряли, хвалёный МГУ скатился в рейтинге университетов вниз. А это всё - следствие неграмотно проводимых реформ. Хотя было время, когда во всём мире завидовали тому, что мы сделали в образовании.
Но после распада СССР поддержки со стороны государства не было, и всё попадало. В той системе надо было много работать. Мир изменился, теперь ценится то, что даётся легко. Недавно я узнал: сейчас только 4% школ России поддерживают советские системы. Даже учебники бесплатно дают, что удивительно, - лишь бы учились. Это говорит о том, что всё-таки в настоящих педагогах интерес к хорошему образованию не убьёшь. Есть такая картинка - цапля схватила клювом жабу, но жаба всё-таки успела вытащить из клюва задние лапки и душит эту цаплю. Так вот нас, учителей, не задушишь, не съешь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть