Россию в последнее время часто обвиняют в переписывании истории. Но насколько честны сами обвинители?
Мне кажется, что наглое переписывание истории свойственно как раз не России, а нашим «партнёрам», причём занимаются этим даже не историки, а политики.
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО МИД России, академик РАН, историк, политолог:
— В своё время я возглавлял с российской стороны Комиссию по истории российско-польских отношений в XX в. Мы подготовили внушительный труд «Белые пятна — чёрные пятна: сложные вопросы в российско-польских отношениях». Издана книга была в Польше и России, а затем переведена на английский и издана в США. Нам казалось, что работа комиссии и эта книга выведут наконец вопросы политической истории из современной повестки дня, сделают их объектом академического изучения.
И вдруг совершенно неожиданно эти вопросы вновь встали в повестку дня нынешних политиков. Открываешь ленту новостей и видишь бесконечные заявления, связанные с оценкой начала, хода и завершения Второй мировой войны. Иной раз — совершенно дикие, наподобие недавнего высказывания президента Украины Зеленского о том, что Аушвиц освободили украинцы. А до него ровно то же самое говорили его польские коллеги. Что это? Невежество, бестактность или политическое трюкачество? В любом случае это опасно и недопустимо.
История может порождать добрые чувства, желание сотрудничать. Но может и сеять зёрна ненависти — историки предупреждали об этой опасности ещё в XIX в. К сожалению, сегодня внимание заострено на самых спорных вопросах недавнего прошлого, и они моментально становятся предметом недобросовестной спекуляции. Это мотивирует нас рассекречивать архивы и публиковать документы, которые не только подтверждают нашу правоту, но и показывают, что позиция наших собеседников в те далёкие годы была далеко не безобидной, а их нынешние высказывания — прямая ложь. Мы так долго не открывали наши архивы в том числе и потому, что не хотели сеять зёрна раздора с соседями. К сожалению, нас сейчас не просто побуждают — нас толкают на этот шаг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции