Юрий Белановский:
Перед Пасхой принято размышлять о жертве Христовой и о своих грехах. И это, поверьте, для христиан и важно, и правильно. Но так бывает, порой получается, что для кого-то и страдания, и смерть Христа, и Его воскресение, и Пасха проходят мимо, ибо воспринимаются они сквозь призму человеческих отношений, сквозь линзу недостойной жизни христиан, особенно священнослужителей, чьи дела и слова соблазнительны, обидны, неприятны. Отношения с Богом как бы останавливаются перед вопросом: как же так, Христос же умер — и даровал спасение? Когда и как это ощутить сильнее и глубже, чем в страстные дни? Христос спас людей и создал Церковь. Почему же Его спасение даже в Церкви не достигло многих? Как понять и увидеть церковь спасающей, а не соблазняющей?
Конечно, самый очевидный ответ христиан, и, по-своему, очень верный и мудрый, состоит в том, что дар Христов, спасение от греха и жизнь вечная должны быть приняты личным трудом. Плодотворны только живые настоящие отношения с Богом. Если кто-то пренебрегает заповедями, то это его выбор. Церковь не может быть церковью ангелов, то есть тех, кто со всех сторон чистенький и беленький. Церковь — это сообщество верующих и доверяющих Богу, но всё же — грешников, хоть и кающихся. И главный вопрос для каждого не в том, как живёт другой кто-то, а в том, как живешь ты сам и как ты сам принимаешь жертву Христову. Не стоит смотреть по сторонам и задумываться об увиденном, достаточно смотреть на Крест Христов и на свою жизнь.
Мне такие рассуждения близки. И всё же, не всегда и не всех они убеждают. У кого-то они даже набили оскомину, так часто их повторяют. Сколько, по присказке, «не думай о слонах», хоть раз да задумаешься. Сколько ни убеждай людей, что не надо соблазняться нестроениями в Церкви и недостойным поведением священнослужителей, нет-нет, да и соблазнятся. И, по-своему, будут правы, хотя бы в том, что недоумение это — честное, и ответ на него — важен.
Кстати говоря, в той системе церковной жизни, что сложилась на Руси, порой невозможно пройти к Богу, минуя соблазны. Ведь у многих даже христиан нет личных и живых отношений с Богом, и они сами в этом признаются. А значит, нет и правильного евангельского отношения к нехорошей церковной жизни, к священникам и к чьим-то грехам. Такова, в некотором роде, традиция. Отношения с Богом для русского человека опосредованы, порой — исключительно опосредованы. И речь не только о разного рода обрядах, богослужениях, предписаниях, особом языке и т.д. Речь, прежде всего, о том, что для одних отношения с Богом возможны только через священников, которые воспринимаются как пророки, гуру, безусловные учителя, распределители благодати и т.д. Для других — через призму своих грехов, где Бог, вернее, священники, воспринимаются как прощающие и исправляющие ошибки.
На самом деле, я думаю, что ответ на вопрос о том, как же относиться к церкви, чтоб не пройти мимо Креста Христова и Пасхи, лежит вот в какой плоскости. Церковь — это церковь Христа и его учеников. Церковь не есть собственность священников или епископов, она — не заложник прошлого. Церковь — общность, единство, прежде всего, христиан и их Распятого и Воскресшего Учителя. Христиан настоящих, живых — таких, какие они есть здесь и сейчас. И каждый христианин ответственен за церковь, за свою церковь. Не в смысле, что так или иначе виновен в «плохостях» церковной жизни и грехах священнослужителей, а в смысле призван и обязан быть активным и деятельным, и обладать правом ради Христа и для церкви что-то своё сделать или своё сказать. Христиане не могут и не должны отдавать свою Церковь на откуп кому бы то ни было, какое бы облачение или костюм этот человек не носил, если его дела или его слова закрывают для кого-то Крест Христов.
Если же делами и жизнью церкви соблазняется христианин, то ему надо помнить, что церковь — его церковь! В крещении каждый признал одного Господина над собой и поклонился только Ему. Это — Иисус. И если Иисус — его Бог, то и Церковь Им созданная — его! Структуры, формы подчинения, иерархия — это хоть и неотъемлемая, но не более чем инструментальная сторона жизни. И если всё это не согласуется с главным, с Евангелием, с верой во Христа, то он обязан сказать, что помнит, что не забыл, что знает какой Церковь и её священнослужители должны быть.
В силах каждого христианина и в его ответственности напомнить себе и всем, слова Господа Иисуса Христа: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». И ещё: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Если открыть последние главы любого евангелия, хоть на каком-нибудь сайте, то мы поймём, что именно эти дни, последние дни перед Пасхой, лучше всего говорят нам, что же значит «послужить и отдать душу», что значит «иметь любовь». Для меня они говорят и о том, какой же призвана быть церковь, чтобы не зря умер Христос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции