В 1952 г. советский вождь писал, что будущее за пятичасовым рабочим днём. Так, может быть, лучше требовать не «медведевские четыре», а «сталинские пять»?
Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики МФЮА:
— Внесу ясность: идея радикального сокращения рабочего дня прозвучала в книге «Экономические проблемы социализма в СССР», которая была коллективным трудом Сталина и лучших советских учёных. А ещё раньше об этом говорил Маркс, обращавший внимание на то, что царство свободы — это царство свободного времени. В большинстве современных стран рабочий день далеко не 12 часов, как 150 лет назад. Но намного ли мы стали свободней?
В России на заводах и в госучреждениях формально не перерабатывают, однако рядовые сотрудники получают так мало, что вынуждены добирать недостающие тысячи, вкалывая на огородах и «халтуря» на стороне. В коммерческих фирмах зарплаты повыше, но трудятся там не до 18.00, а до «как скажет начальник». В мегаполисах ещё 2–3 часа в день съедает дорога от дома до офиса и назад. Свободного времени в итоге фактически нет. В лучшем случае есть 1–2 часа перед сном, чтобы прийти в себя и набраться сил для предстоящего дня.
Увеличив количество выходных до 3 дней, можно так взвинтить темп в оставшиеся 4, что мало не покажется. Поэтому реальное высвобождение времени, которое человек может потратить на свою семью, увлечения и развитие, действительно произойдёт только тогда, когда сократится рабочий день и общее количество рабочих часов в неделе. Второе, что важно: люди за меньшее рабочее время должны получать прежнюю или даже большую зарплату. Человек, который еле сводит концы с концами, не в состоянии качественно использовать свободное время. Пьяные праздничные каникулы, характерные для России, — отражение именно этой проблемы. И третье: сокращение рабочих часов должно сопровождаться созданием условий для содержательного досуга через развитие бесплатного и общедоступного образования, спорта, культуры. В Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии рабочий день уже сегодня составляет 7 часов против российских 8. Это нужно и нам. Как минимум.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции