Алексей Байков, историк
Естественно, наши потери от войны многократно превосходили то, что удалось получить от Германии в качестве репараций (возмещения ущерба). Наши прямые потери, по оценке Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, составили 128 млрд послевоенных долларов. В 2000-м немцы попытались оценить то, что СССР вывез из своей зоны оккупации до 1953 г., когда изъятия материальных ценностей в счёт репараций были прекращены. У них получилась сумма в 15,8 млрд долларов по курсу того времени. В том числе: оборудование 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1,3 млн голов скота, 2,3 млн тонн зерна, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака... Среди прочего в СССР попали корабли, телескопы, телефонные станции и вагоны берлинского метро, которые возили москвичей до 60-х годов.
Баланс сложился действительно не в нашу пользу. Однако ни одна страна за всю историю человечества не смогла компенсировать ущерб от войны за счёт репарационных выплат. Попытка заставить ту же Германию рассчитаться за Первую мировую войну «до последнего пфеннига» привела к власти нацистов и во многом обусловила начало Второй мировой.
Старания Думы могут привести и к прямо противоположным результатам. Германия всё равно ничего России не заплатит, но о своих былых обидах могут вспомнить другие. Латвия, Литва и Эстония, например, могут выставить счёт за «добровольное присоединение» к СССР в 1939 г. Финляндия может вспомнить о землях, отошедших к СССР, Иран — о советской оккупации части своей территории в 1941-1946 гг. Ворошить прошлое — опасное занятие. Стоит только начать...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции