Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР (вместе с семьёй - матерью и бабушкой - пережила блокаду, в том числе самую страшную зиму 1941-1942 гг. Впоследствии не раз говорила, что война и блокада - главное впечатление её детства).
- Я не думаю, что это глумление. Думаю, что это недомыслие, которое наблюдается в очень разных областях нашей сегодняшней жизни. Потому что, конечно, если бы город не сопротивлялся изнутри, было бы гораздо тяжелее избавиться от этой блокады.
Мне тогда было не так много лет - всего 6-7, чтобы соображать, что происходит вокруг, понимать такие вещи. Что я могла? Но сегодня, задним числом вспоминая настроения людей в то время, о которых я догадывалась, могу сказать: вера, что город не сдадут, поддерживала и давала силы очень многим. И не только вера, кстати сказать, а ещё и деятельное участие в обороне города. Мне кажется, что люди этим воодушевлялись - тем, что за пределами блокадного кольца так же борется с врагом их родная страна и она не оставит Ленинград. И эта вера, конечно, их спасала… А каково людям было бы сохранить в себе эту веру, веру в Победу, если бы Ленинград достался врагу? Но я не хочу сейчас даже думать об этом...
«Надо ли было сдать Ленинград»? Имеем ли мы вообще сейчас право задавать такой вопрос? Сослагательного наклонения у истории, как известно, нет. «Если бы…» - не постановка вопроса. Я не понимаю, как можно даже вообразить себе, что наш город сдали бы немцам. Думаю, они мало кого пощадили бы тогда…
Для чего же нужен ответ на такой вопрос? Для какого-то будущего, когда блокада ещё раз повторится? Не дай Бог!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Воспоминания о блокаде, семейные истории, загадки и тайны одной из страшнейших страниц российской истории – на спецпроекте АиФ-Петербург «Ленинград: 70 мгновений». Подробнее>>