Примерное время чтения: 3 минуты
5609

Глянцевая война

Ирэн Булатова.
Ирэн Булатова. Из личного архива

Мы готовы смотреть и слышать про Великую Отечественную только то, что хотим. То, что было на самом деле, сбивает с толку, страшно и заставляет задавать вопросы. Настоящая война никому не нужна. Нужны только открытки.

Такие, как современные фильмы про блокаду. Я видела кусок одного из них. Чистый красивый командир едет в одной чистой полуторке вместе с предполагаемым предателем. У того в кузове ящики с мандаринами. Чистые белые ящики, блестящие оранжевые плоды, ни единого изъяна. И мне становится плохо. Не от того, что отполированы до несуществующей белизны зубы у актёра, хорошего актёра, не от того, что я распознаю марокканские мандарины — именно они более оранжевые, и их, вероятно, не было в блокадные дни. Абхазские — жёлтые, ноздреватые, кожура толще. Мне плохо от того, как эти кадры диссонируют с сотнями архивных фото блокадного Ленинграда. За эти дни я прочитала десятки воспоминаний известных и неизвестных блокадников. Я слушала Гранина в немецком Бундестаге. И понимаю — всё не так, ребята! Мы забыли, как это было на самом деле! Мы не просто забыли — мы не хотим знать! 70-летие снятия блокады должно было стать не праздником с возложением цветов, а днём памяти и скорби, днём, когда мы бы смотрели эти фотографии, где у детей оторваны головы, крысы съедают ещё живых, а трупы складывают, как брёвнышки. Мы должны были слушать свидетелей страшных дней и благодарить их за подвиг жизни. А получилось как всегда: фильм или по ТВ, или в кино, переключение с главного на второстепенное, скандал и всё. Вспомните 70-летие Сталинградской битвы — фильм Бондарчука, вопрос переименования Волгограда в Сталинград, скандал: почему на презентации фильма гламурные актёры фотографировались на фоне страшных кинокадров? Вы ещё что-то помните?

А чем запомнится 70-летие снятия блокады? Правильно, скандалом по поводу опроса в СМИ. Не Граниным, не прекрасным документальным фильмом Катерины Гордеевой «Голоса». Потому что со свидетелями не поспоришь. Они имеют право на любой вопрос. Их тяжело слушать. Это ведь не парад с танками, не официальные речи, не танцы и песни современных певцов в военной форме. Не к этому образу войны мы привыкли? Другого и знать не хотим?

…Когда Гранин рассказывает о том, как мать спасала одного своего ребёнка, отрезая кусочки от мёртвого мёрзлого тела другого, хочется только плакать и просить прощения. Как те немцы, которые именно для этого и позвали выдающегося русского писателя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Воспоминания о блокаде, семейные истории, загадки и тайны одной из страшнейших страниц российской истории — на спецпроекте АиФ-Петербург «Ленинград: 70 мгновений». Подробнее >>

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах