10227

«Клинтон победила», «Титаник» спасен». Как журналисты сводят мир с ума

Сюжет Выборы президента США в 2016 году
Хиллари Клинтон.
Хиллари Клинтон. Reuters

«Историческое путешествие Хиллари Клинтон в Белый дом»

В Соединенных Штатах Америки около двух десятков счастливчиков стали обладателями уникального раритета — номера американского еженедельника Newsweek, посвященного победе на президентских выборах... Хиллари Клинтон.

Утром 9 ноября, когда итоги выборов еще подводились, но победа Дональда Трампа становилась все более очевидной, американцы, отправившиеся покупать свежую прессу, не поверили своим глазам. На прилавках красовался свежий Newsweek, на обложке которого было помещено фото улыбающейся Хиллари Клинтон под заголовком «Мадам президент». Надпись внизу гласила — «Историческое путешествие Хиллари Клинтон в Белый дом».

Купить номер удалось немногим, поскольку его почти сразу стали убирать из продажи. Тем не менее, снимки обложки, сделанные покупателями, моментально облетели весь мир.

Подозрения в том, что речь идет о банальном фейке, развеялись довольно быстро, поскольку признать ошибку вынуждены были сами представители Newsweek.

Издание подготовило два варианта номера — один из них на случай победы Трампа, другой — на случай победы Клинтон.

Оба варианта были переданы дистрибьютору — компании Topix Media. Предполагалось, что к потребителям поступит только «правильный» номер. Но менеджеры решили сыграть на опережение, и отправили в магазины вариант с Клинтон, будучи на сто процентов уверенными в ее победе. Спохватились же только тогда, когда некоторые номера уже были проданы. Всего из продажи был отозван 125-тысячный тираж Newsweek. Руководство издания принесло извинения за ошибку.

Этот шаг, к слову, поддержали не все. Многие в США считают, что «неправильный» номер охотно приобрели бы коллекционеры. Нет сомнений, что теперь за этой редкостью собиратели подобных реликвий будут охотиться с невероятной энергией.

«Дьюи победил Трумэна»

В истории президентских выборов в США случай подобного рода уже был. В 1948 году американская газета Chicago Daily Tribune на следующий день после выборов вышла с огромным заголовком «Дьюи победил Трумэна». Главными соперниками на выборах были Гарри Трумэн от Демократической партии и Томас Дьюи от республиканцев. Chicago Daily Tribune активно поддерживала Дьюи, который считался фаворитом избирательной кампании. Однако в итоге победу праздновал Трумэн.

К тому времени, как это выяснилось, номер, сообщавший о победе Дьюи, уже был подготовлен, и несколько сотен экземпляров увидели свет.

Трумэн, узнавший об этой истории, пожелал иметь такую газету, и даже сфотографировался с ней. Этот снимок Трумэна стал одной из самых известных исторических фотографий в США. Данный сюжет в одной из серий обыгрывали даже создатели сериала «Симпсоны».

«После крушения Титаника все спасены»

«Проколы» журналистов в погоне за оперативностью происходят едва ли не с момента появления прессы. Даже в истории с гибелью «Титаника» без этого не обошлось.

15 апреля 1912 года газета «Evening Sun» вышла под заголовком «После крушения Титаника все спасены». Журналисты сообщали, что после столкновения с айсбергом все люди с «Титаника» спасены, а сам лайнер отбуксирован в Галифакс.

Здесь, правда, ошибка была связана не столько с работой журналистов, сколько с несовершенством средств связи. Сообщения о катастрофе доходили до Нью-Йорка путем передачи радиограмм с корабля на корабль. В итоге этот «испорченный телефон» исказил первоначальную информацию совершенно. Лишь спустя еще сутки в СМИ появилась достоверная информация. Причем не везде — в России журналисты 16 апреля еще сообщали, что «Титаник» еще держится на воде, а все пассажиры спасены.

Не обошлось и без того, что ныне именуется «фотошопом» — репортеры одной из газет, стремясь к оперативности и не имея под рукой снимка парохода «Карпатия», забравшего на борт выживших, опубликовали снимок парохода «Мавритания», с которого «убрали» три из четырёх труб и подписали нужное название.

«Мы начинаем с новостей о смерти Хиллари Клинтон»

Если для пишущей прессы казусы подобного рода — не такое уж частое явление, то промахи электронных СМИ давно уже стали рутиной. В ходе нынешней президентской гонки в США американский телеканал ABC7 «похоронил» Хиллари Клинтон.

Прямой эфир одного из выпуска новостей начался с титра «Breaking news», на фоне которого ведущий Джо Торрес заявил: «Мы начинаем со срочных новостей о смерти Хиллари Клинтон».

После этого журналист заявил, что по данным медиков, Клинтон умирает от воспаления легких.

Новость прошла после того, как Клинтон неожиданно стало плохо во время церемонии поминовения жертв терактов 11 сентября в Нью-Йорке, после чего ей был поставлен диагноз «пневмония».

Как известно, все обошлось, и Клинтон не умерла. Но нельзя исключать, что эта ошибочная «кончина» могла негативным образом повлиять на выбор избирателей — кто же захочет отдавать управление страной умирающей?

«Эрцгерцог Франц Фердинанд убит» в 2014 году

Но, пожалуй, самую уникальную ошибку в истории электронных СМИ допустили сотрудники сирийского телеканала Syria TV, которые в июне 2014 года дали в эфире срочную новость-молнию об убийстве австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда.

«20 человек получили ранения в результате взрыва рядом с кортежем эрцгерцога», — сообщала бегущая строка.

Эрцгерцог Франц Фердинанд был убит за сто лет до этого, 28 июня 1914 года, 19-летним студентом Гаврилой Принципом, который был одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. С убийства Франца Фердинада началась Первая Мировая война.

Бегущую строку убрали довольно быстро, но те, кто видел ее, успели снять изображение и разместить его в соцсетях.

Судя по всему, сирийцев невольно «подставили» коллеги с арабоязычного сайта Би-би-си, которые решили отметить 100-летие исторического события сообщение в «Twitter». Редакторы Syria TV оказались людьми, не слишком сведущими в мировой истории, в результате чего несчастного Франца Фердинанда «убили вторично».

Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых