В России нет ни одной общественной организации — «иностранного агента». Такие данные сообщили в пресс-службе Министерства юстиции в ответ на запрос АиФ.Ru. Несмотря на то, что закон о НКО, выполняющих роль зарубежных агентов, был принят в июле, приказ о создании реестра для таких общественных организаций появился лишь 30 ноября. За месяц в России иностранных агентов не нашлось. АиФ.ru решил выяснить, почему принятый со скандалом закон так и не выявил «шпионов».
Без агентов
Министерством юстиции издан приказ, на основании которого «осуществляется ведение Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». «На сегодняшний день в вышеупомянутом Реестре не содержится сведений ни об одной некоммерческой организации», — сообщили в пресс-службе Минюста России.
В России, по данным Минюста, по итогам третьего квартала
Впрочем, не исключено, что пустующий реестр — следствие отнюдь не аполитичности российских общественных организаций, а путаницы в законах. Так межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора» обратилась в Минюст с просьбой пояснить, является ли она иностранным агентом и нужно ли ей вставать в реестр. В ведомстве в ответ на просьбу правозащитников сообщили, что однозначного вывода о том, является ли «Агора» агентом, сделать невозможно.
«Мы обратились в Замоскворецкий суд Москвы, где наша жалоба уже зарегистрирована. Нас ждет судебное разбирательство», — рассказал председатель «Агоры» Павел Чиков АиФ.ru. Суд должен установить, надлежащим ли образом ответило федеральное ведомство.
Чиков намерен обратиться и в Конституционный суд с жалобой на расплывчатость положений закона. Однако для того, чтобы написать заявление в эту инстанцию, нужно, чтобы хотя бы одна организация была признана агентом, а таких пока нет.
«Никто не хочет лишний раз лезть на рожон и регистрироваться как иностранный агент. Проконтролировать и назначить наказание для тех, кто, подпадая под действие закона, все же не подал документы для включения в реестр, может только Минюст. Но пока они не демонстрируют такой воли. Мне кажется, заставить их по-другому относиться к требованиям закона может только пинок из администрации президента», — заявил Чиков.
Правозащитник не исключил, что некоторое время закон так и не будет работать, а после этого под давлением Кремля какая-либо из организаций может быть привлечена к ответственности за то, что не была зарегистрирована как иностранный агент. «Но я надеюсь, эта организация будет защищать свои права и мы в этом тоже будем участвовать», — заверил Чиков, отметив, что в таком случае ситуация обернется международным скандалом.
История вопроса
Летом 2012 года в России был принят закон об иностранных агентах. Иностранными агентами должны были назваться те российские некоммерческие организации, которые участвуют в «политической деятельности» на территории страны, получая при этом деньги или имущество от «иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц.
Помимо статуса, который некоторые общественные деятели сочли «обидным», иностранные агенты получили и другие «привилегии»: так им пришлось бы отчитываться за деньги, полученные из «иностранных источников», вести «двойную бухгалтерию» — учитывая зарубежные средства отдельно, а деньги от отечественных благотворителей — отдельно.
Все материалы, которые НКО-«агенты» выпускают самостоятельно или распространяют через СМИ, должны содержать пометку о том, что они были изданы или подготовлены «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента».
Представители некоммерческих организаций тогда отмечали, что закон достаточно коррупциогенен: слишком широко понятие «политическая деятельность». К тому же, дополнительные проволочки с отчетностью могут серьезно ударить по небольшим бюджетам некоммерческих организаций.
За нарушения для «агентов» были предусмотрены весьма серьезные санкции. Так общественники — «агенты», побуждающие граждан «к отказу от исполнения гражданских обязанностей» или к совершению противоправных деяний, могут сесть за решетку на срок до 3 лет. На два года могут лишиться свободы те, кто несвоевременно представит отчет по своей работе или какие-то другие требуемые документы. Приказ о создании реестра подобных общественных организаций-агентов был издан лишь в конце ноября.