Какие нормы действуют сейчас?
Продажа сигарет и места для курения
Присоединившись в 2008 году к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Россия встала на путь ужесточения антитабачных законов. Многие запреты и ограничения действуют уже много лет. Так, действует федеральный закон «Об ограничении курения табака» от 2001 года.
Этот закон запрещает продавать табачные изделия несовершеннолетним, продавать сигареты и папиросы поштучно или с помощью автоматов.
По закону нельзя курить на рабочих местах, на городском, пригородном и воздушном транспорте, а также в спортивных сооружениях, организациях здравоохранения и культуры, в зданиях органов власти, на территориях и в помещениях образовательных организаций. При этом работодатели обязаны организовывать места для курения у себя на предприятиях.
Кроме того, федеральный закон запрещает производство, импорт и торговлю табачными изделиями, которые не соответствуют гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы. Запрещена торговля табаком в медицинских организациях, организациях культуры и спорта и в образовательных учреждениях, а также на расстоянии не менее 100 метров от школ и вузов.
На пачках сигарет обязательно должны быть предупреждения о вреде курения для здоровья.
В то же время правилами противопожарной безопасности полностью запрещено курить на складах и базах, в хлебоприемных пунктах, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения горючих жидкостей и газов, на объектах производства взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.
Реклама табака
Нормы, жестко ограничивающие рекламу табачных изделий, прописаны в статье 23 федерального закона «О рекламе» от 2006 года.
Этот закон ввел запрет на рекламу табака на телевидении, радио, в кино, на транспорте, на уличных рекламных конструкциях, на первой и последней страницах газет и журналов и их обложках, в детских, образовательных, спортивных, медицинских учреждениях и в учреждениях культуры.
При этом закон предъявляет определенные требования к содержанию самого рекламного сообщения. Так, не менее 10 процентов рекламной площади в рекламе сигарет отводится предупреждению о вреде курения. В рекламе сигарет не могут использоваться образы детей и подростков, она не должна быть к ним обращена. Также не допускаются утверждения о том, что курить важно для достижения общественного признания и успеха и что курение улучшает физическое или эмоциональное состояние человека.
Рекламные акции с раздачей сигарет в местах, где их розничная продажа не допускается, также запрещены законом «О рекламе».
Какие запреты предполагает новый законопроект и поправки к нему?
В декабре 2012 года первое чтение в Госдуме прошел законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма». Он был внесен в нижнюю палату парламента правительством России и подготовлен Минздравом.
Законопроект предусматривает поэтапное ужесточение мер по борьбе с курением. В случае его принятия часть из них вступят в силу сразу же, другие — с 1 июля 2014 года, а отдельные меры начнут действовать с 1 января 2015.
В проекте закона расширяется список общественных мест, где нельзя курить. Предлагается запретить курение в организациях по оказанию жилищных услуг, в гостиницах, в организациях торговли, местах общественного питания и др.
Если законопроект примут, с 1 января 2015 года продавать сигареты и другие табачные изделия можно будет только в стационарных объектах площадью более 50 квадратных метров (для городов) и более 25 квадратных метров (для сел). Это означает, что сигареты больше нельзя будет купить в ларьках и киосках. Выкладка и демонстрация табачных изделий в магазинах может быть запрещена уже с 1 июля 2014 года.
Также предусматривается увеличение акцизов на табачную продукцию и установление минимальных розничных цен на сигареты. Кроме того, табачным компаниям хотят запретить спонсировать мероприятия в сфере образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры.
Законопроект предлагает запретить сцены курения в новых кинофильмах, телепередачах, театральных постановках.
Группа депутатов решила внести поправки в законопроект ко второму чтению законопроекта в Госдуме. С этой инициативой выступили единороссы Алена Аршинова и Франц Клинцевич и член фракции ЛДПР Дмитрий Носов. Депутаты предлагают ускорить вступление в силу законопроекта в случае его принятия, чтобы все нормы начали действовать уже с 1 января 2014 года. В поправках, которые они вносят, содержится предложение запретить так называемые «курилки» — места для курения на предприятиях. Парламентарии также предлагают показывать социальную рекламу до и во время старых фильмов, где демонстрируется курение, а в новых фильмах полностью запретить такие сцены (в прошедшем первое чтение законопроекте предусматривалась возможность оставить их для реализации художественного замысла произведения).
Кроме того, предполагается запретить производство и торговлю некурительными табачными изделиями и отодвинуть прилавки с сигаретами в магазинах на 3 метра от касс.