В ближайшее время в России может быть принят новый Уголовный кодекс. Информация об этом появилась накануне в СМИ. О том, чем именно новый кодекс будет отличаться от действующего сегодня, АиФ.ru рассказал председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Алина Гарбузняк, АиФ.ru: Вы говорили о том, что действующий Уголовный кодекс пора менять. Чем вызвана эта необходимость?
Павел Крашенинников: За последние несколько лет было принято огромное количество поправок в Уголовный кодекс: мы их вносим один – два раза в месяц. Сегодня уголовное законодательство абсолютно разбалансировано с точки зрения сроков наказания, штрафов и так далее. Действующий кодекс напоминает лоскутное одеяло. Поэтому в ближайшей перспективе мы планируем подготовить новый Уголовный кодекс.
– Какие основные проблемы будут при этом решены?
– Есть проблема со шкалой наказаний. Другая проблема связана со статьями, которые подлежат амнистии: в постановлениях об амнистии разных лет они повторяются. Сначала мы выпускам людей, а потом по тем же статьям сажаем других. Так не лучше ли по этим статьям вообще не сажать, а применять иные меры наказания?
– Какие?
– Например, штрафовать или направлять на принудительные работы. Особенно это касается экономических преступлений. Понятно, что есть экономические преступления, которые разрушают общество, угрожают нашей безопасности. Но за незначительные преступления люди должны отвечать рублём, причём большим рублём. Не следует отрывать этих людей от семьи, от общества, поскольку общественной опасности они не представляют, но нужно запретить им заниматься определёнными профессиями.
– Какие профессии планируется для них запретить?
– Об этом пока рано говорить. Если я скажу, может подняться скандал.
– А что со шкалой наказаний? Её будете как-то кардинально менять?
– Не кардинально, но должна быть соразмерность преступления и наказания.
– Планируете либерализировать ряд статей?
– Нет, просто установить соразмерность. Но думаю, что новый кодекс не должен быть кровожадным.
– В чём сегодня проявляется несоразмерность, которую вы собираетесь устранить?
– Понятно, что по тяжким и особо тяжким составам преступлений должно быть серьёзное наказание с лишением свободы. По нетяжким, вполне возможно, лишение свободы мы заменим другими видами наказания. Наша цель — сделать так, чтобы за похожие общественно опасные деяния не давали в одном случае три года, а в другом десять. А также чтобы наказание по первой части статьи не было выше, чем по второй. В идеале принцип такой: первая часть статьи устанавливает одно наказание, вторая часть, с квалифицирующими признаками, другое, более серьёзное, и так далее. В действующей редакции кодекса это выглядит немного по-другому.