Примерное время чтения: 6 минут
3354

Война через лед. 80 лет первому арктическому конвою Второй мировой

Репродукция картины «Конвой в Мурманском порту» художника-мариниста, капитана дальнего плавания Георгия Челака.
Репродукция картины «Конвой в Мурманском порту» художника-мариниста, капитана дальнего плавания Георгия Челака. Public Domain

80 лет назад, 31 августа 1941 г., в Архангельск прибыл первый из арктических конвоев, получивший кодовое наименование «Дервиш». Конвой состоял только из британских кораблей и дошел без потерь. Потери начались позже.

Англичане защищают Мурманск

Все суда загрузили стратегическим сырьём, каучуком, топливом, военной техникой и обмундированием, в Архангельск было доставлено 25 тыс. тонн грузов (обратные конвои из СССР везли в основном лес). Помимо кораблей сопровождения, британский конвой прикрывала палубная авиация, а в прибрежных водах его встречали советские эсминцы. Отправившийся вместе с конвоем британский авианосец «Аргус» нес на борту 24 истребителя «Харрикейн» в полной боевой готовности. Кроме того, на корабле было 15 таких истребителей в разобранном виде. Все эти самолёты из 151-го истребительного авиакрыла британских королевских ВВС стали базироваться на аэродроме Ваенга под Мурманском на месте базирования 72-го авиаполка ВВС Северного флота СССР. Авиация союзников предназначалась для защиты советских северных портов и будущих союзнических конвоев. Английские летчики не только обучали своих советских коллег обращению с техникой, но и сами совершали боевые вылеты, причем часто весьма успешно. Всего за несколько летных дней в октябре англичане вылетали на боевые задания более 350 раз, при этом сбили 15 немецких самолетов и потеряли только один свой. Командир 151-го истребительного крыла Ишервуд, два командира эскадрилий и самый результативный летчик были награждены высшими государственными наградами СССР: орденами Ленина. За все время войны никто из союзников больше их не получал.

Кому больше?

Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии было подписано еще в июле 1941 г. Первый арктический конвой, безусловно, стал реальным шагом в развитии этого сотрудничества. Проблемы помощи Советскому Союзу со стороны Великобритании и США рассматривались на Атлантической конференции между Черчиллем и Рузвельтом 9-12 августа 1941 года, причём увеличение поставок в СССР обуславливали соответствующим сокращением поставок в Великобританию. Как дальновидный политик Черчилль вынужден был пойти на это. Кстати, общий объём американских поставок по ленд-лизу (англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду») составлял 50,1 млрд долл. Из них Великобритания получала 31,4, а СССР — 11,3 млрд.

Существовало несколько вариантов доставки грузов. Через Тихий океан они шли из Америки до Владивостока и дальше по Транссибу до европейской части СССР. До того, как в декабре 1941 года начались боевые действия между Японией и США, это был сравнительно безопасный маршрут, но грузы на нём застревали на недели. Тем не менее он действовал всю войну. Помимо Владивостока, в небольших объёмах ленд-лизовские грузы принимали Петропавловск-Камчатский, Находка и Советская Гавань. В октябре 1941 г. ГКО дал директиву об организации доставки самолетов из США воздушным путем. Трасса Аляска — Сибирь проходила от Фэрбенкса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска, а дальше самолеты своим ходом шли к прифронтовым аэродромам или в разобранном виде по железной дороге двигались к фронту. Еще один безопасный путь пролегал через Персидский залив и Иран. Но из-за технических и организационных проблем в полную силу он начал функционировать лишь в середине 1942 г. В конце года турецкие власти разрешили доставлять некоторые грузы для СССР по Черному морю. Был еще один тихоокеанский маршрут. Он начинался в бухте Провидения на Чукотке, где собирались суда с американскими грузами, которые в сопровождении ледоколов шли через Берингов пролив в Арктику. Затем Северным морским путем они направлялись в Архангельск и Мурманск.

Кровь и золото

Северные арктические конвои имели ряд преимуществ перед другими способами доставки союзнической помощи. Этот путь был самым коротким и, соответственно, самым быстрым. Шедшие из Исландии конвои могли доставить груз в Архангельск и Мурманск всего за 10-12 суток. Кроме того, эти города находились достаточно близко к центру страны и району военных действий. Но близость незамерзающего порта Мурманск к фронту, который проходил всего в нескольких десятках километров от города, делала этот маршрут весьма опасным.

Каждый конвой имел буквенно-числовое обозначение: PQ и номер — для конвоев, идущих в СССР, и QP и номер — для обратных конвоев. Такое обозначение связано с именем английского офицера Эдвардса (P. Q. Edwards), который занимался конвоями.

«Дервиш» (PQ-0) прибыл в Архангельск без потерь. Первоначально конвои формировались из 6-10 судов и ходили с промежутками от одной до трех недель. Они оставались незамеченными немцами и не имели потерь до января 1942 г. Первое британское судно из конвоя PQ-7 было потоплено 7 января. С этого времени потери союзников стали возрастать. В марте 6 кораблей (из 31), отправившихся в Мурманск из США, погибли, в апреле было потеряно 18 американских кораблей. Союзники увеличили силы эскорта конвоев, но избежать потерь не удалось. Был потоплен британский крейсер «Эдинбург» с советским золотом, предназначенным для оплаты грузов. 28 апреля 1942 г. он вышел из Мурманска в Англию. В пути крейсер подвергся торпедной атаке немецкой подводной лодки и артиллерийскому обстрелу немецких эсминцев, в результате чего получил сильные повреждения и полностью потерял ход. По приказу британского командования экипаж «Эдинбурга» перешёл на другие корабли, а чтобы ценный груз не достался врагу, крейсер затопили. Более 5,5 т золота в слитках были подняты со дна моря только в 1980-х годах.

Самым невезучим был отправившийся в СССР конвой PQ-17, потерявший 23 корабля из 36. После катастрофы с этим конвоем британское правительство отказалось отправлять в Советский Союз корабли, но под давлением Сталина изменило решение. Следующий конвой сопровождало более 50 кораблей охранения. Арктические конвои сыграли очень важную роль в доставке в СССР стратегических грузов, особенно на первом этапе войны. Риск и потери были оправданны. До середины 1942 года арктическими конвоями было доставлено свыше 60% всех грузов, ввезенных в СССР.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах