В Сибирском федеральном университете в Красноярске прошла Международная научно-практическая конференция «Ленд-лиз. Маршруты взаимодействия против общего врага. 75 лет Красноярской воздушной трассе (Аляска-Сибирь)». В рамках мероприятия работало три тематических секции: по ленд-лизу, по перегону самолетов на фронт и по работе поисковых отрядов. В конференции приняли участие историки, архивисты, краеведы, представители общественных движений и поисковых отрядов из Иркутской области, Якутска, Хабаровска, Москвы и США.
Как рассказал один из организаторов мероприятия, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ Вячеслав Филиппов, история уникальной трассы Аляска-Сибирь неразрывно связана с историей участия Красноярского края в Великой Отечественной войне: «Первый испытательный перелёт по трассе завершился 11 ноября 1942 года. Поэтому дата является для нас ключевой. Именно в эти дни 75 лет спустя мы проводим свою конференцию. Значимость трассы, уникальной своей длиной (6500 километров), трудно переоценить. Уже в течение двух недель первые самолёты были отправлены на Сталинградский фронт. Всего за три года работы трассы через Красноярск прошло 8094 самолёта, это очень большое количество».
В свою очередь, директор Гуманитарного института Денис Гергилёв, рассказал о роли университета в исследовании периода Второй мировой войны и работе поисковых отрядов по увековечению памяти погибших лётчиков. «Конференция — промежуточный итог большой кропотливой работы. Сибирский федеральный университет — в частности, Гуманитарный и Военно-инженерный институт — на протяжении нескольких лет ведёт научные исследования и поисковые работы не только в крае, но и в разных точках России. Так, наши студенты выезжают на места боевых действий и проводят раскопки неучтённых воинских захоронений, отдавая дань памяти всем погибшим соотечественникам. В поле зрения ученых-историков СФУ — маршруты взаимодействия с союзниками, технические характеристики самолетов ленд-лиза в сравнении с советской техникой, история военных аэропортов, работа авиационных частей того периода и их вклад в победу, а также многое другое».
В рамках конференции работало несколько выставок: экспозиции «До фронта не долетели», где представлены экспонаты с мест катастроф самолетов ленд-лиза из фондов музея Военно-инженерного института СФУ, «Красноярская воздушная трасса в литературе и материалах СМИ» и «Авиационный ленд-лиз США-СССР», где представлены постеры художников разных стран. Также посетители могли увидеть книги и статьи из газет и журналов из фондов музея ВИИ СФУ, личные вещи, фотографии и документы ветеранов трассы (выставка «Памяти отцов»). Кроме этого, работала выставка работ победителей конкурса детских рисунков.
Трасса через полюс. Как Валерий Чкалов совершил новое открытие Америки
Легенда советской авиации. Лётчика Фёдорова наградил и Гитлер, и Сталин
Марина Раскова. Как девушка с вокальным талантом стала героиней-летчицей