Примерное время чтения: 7 минут
4170

Внутренние демоны. Зачем европейцы вырезают и носят зверские рожи

АиФ Здоровье №1-2. Михаил Турецкий: «Зимние виды спорта люблю с детства» 29/12/2015
Крампус.
Крампус. / Мария Кутилина / Из личного архива

В России так сложилось, что зимние праздники — это сплошная радость: добрые Дед Мороз и Снегурочка в окружении зайчиков и белочек, одной левой победившие злого волка, дарят детям подарки. Благолепие можно ложкой черпать, так его густо в воздухе. А ведь тотальное благополучие российских (точнее сказать, ещё советских) новогодних традиций — это скорее исключение в европейской истории.

Сестра Бабы-яги

Например, святая Епифания, она же Бефана, внешне явная родственница нашей Бабы-яги, в Италии вовсе необязательно осыпает детей конфетами, хотя это она тоже делает, причём в прямом смысле: сыплет горсти карамелек и шоколадок в окружающих её людей на народных гуляньях.

Впрочем, это случается днём. А вот в ночь на 6 января Бефана, согласно легенде, прилетает на метле или на швабре в дома к мирным итальянцам, спускается по каминной трубе к ним в дом и оставляет в заготовленных заранее носках хорошим детям конфеты, а плохим — угольки. И это, в общем, не шутка: современные полит­корректные и запуганные детскими психологами родители «уголь» кладут, конечно, съедобный, сделанный из сахара, однако ещё несколько десятилетий назад особо хулиганистых представителей итальянской ребятни на самом деле одаривали реальными угольками из того же камина, к которому подвешивался носок для Бефаниных подарков. То есть кому праздник, а кому моральный подзатыльник.

Выточи себе демона

Впрочем, угольки — это ещё ягодки. Кое-где в Европе встречается порой такое, что больше похоже на сценарий фильма ужасов, а не на детский новогодний утренник. Самым жутким праздником, пожалуй, можно назвать вечер 5 декабря на бывших австрийских территориях, ныне принадлежащих Итальянской Республике и расположенных в самой северной её части: Мерано, Тарвизио, Випитена, Толмеццо, Уговицца и в ряде других областей. Речь идёт о старинной, восходящей к XVI веку традиции, связанной с таким леденящим кровь явлением, как «крампус».

Крампус
Крампус. Фото: Из личного архива/ Мария Кутилина

Крампус — это вырезанная из дерева маска жуткого вида, снабжённая рогами и зубами, взятыми от настоящих животных — от козлов, к примеру. Когда-то давно её вырезали собственноручно, но в наши продвинутые времена существуют целые мастерские-магазины по изготовлению и продаже крампусов. Цена на них, кстати, немаленькая: самый простенький вариант стартует от семисот евро, а особо выдающиеся экземпляры могут стоить и по нескольку тысяч.

Кто ты, Санта?

Шестое декабря — день Николая-угодника, чьё имя в англоязычных странах трансформировалось в общепринятое теперь почти повсеместно Санта-Клаус, а сам его образ из иконописного святого превратился в того самого новогоднего Санта-Клауса, который нынче известен детишкам во всём мире. Так вот, накануне пятого декабря в маленьких населённых пунктах в Альпах случается страшное: из поросших лесом заснеженных гор выходят, рыча и вопя, самые настоящие дьяволы в поисках плохих детей. У них в руках факелы, плётки, палки, а также уголь для непослушных ребят.

Это не шутки! Жуткие создания с дикими рожами, клыками и рогами, весьма неполиткорректно лупят подручными средствами всех, кто попадёт им под руку. Детей они сгоняют в кучку и собираются учинить над ними расправу. И вот тут-то появляется добрый Санта-Клаус, он же Николай-угодник, — в тех местах его зовут Сан-Николо. Он усмиряет демонов, а ребятня под его чутким руководством молится. По свидетельствам очевидцев — ныне взрослых, детьми принимавших участие в этом действии, демоны вызывают у малышни невыразимый и цепенящий ужас, который по какому-то волшебству моментально проходит, стоит появиться Сан-Николо.

Правда, надо отметить, что все желающие выйти из лесу с факелом 5 декабря находятся на строгом учёте: владелец каждой «действующей» маски зарегистрирован в полиции в формате «паспортные данные + изображение маски». Таким образом, пропадает возможность для настоящих маньяков или убийц делать своё грязное дело под прикрытием рогато-клыкастого демона.

Крампус
Крампус Фото: Из личного архива/ Мария Кутилина

Страшные сказки

В те времена, когда каждый из ряженых мастерил себе маску собственноручно, уже само это действие служило некой психологической разрядкой: подсознательно человек вырезал ту зверскую рожу, какую носили его собственные внутренние демоны, — и таким образом резчик как бы избавлялся от них. А пресловутый «выход из лесу» окончательно расслаблял владельца маски и позволял ему скинуть накопившиеся за год стрессы и неврозы. Дети в свою очередь получали практический урок приобщения к религии — даже самые маленькие понимали, что к чему.

В общем, в далёкие времена народ гонял своих чертей самостоятельно и весьма успешно, не пользуясь кушетками дорогостоящих психоаналитиков. Любой народ хоть и сер, но мудр. Он и сказки для детей сочинял обычно страшные — это, кстати, касается и русских народных, достаточно взять любую из них в необработанном виде.

Таким образом, современные сусальные и до крайности приторные Деды Морозы, умеющие только подарки раздавать, в сущности, вещь непродуктивная и, можно сказать, декоративная, которая, если её не уравновешивать хотя бы злым волком, рискует отмереть за ненадобностью весьма быстро.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах