Не у всякой страны есть такой позитивный национальный символ, демонстрирующий семейные ценности и любовь к детям, излучающий доброту и уют, как наша матрёшка — расписная деревянная кукла-барышня, носящая в себе «деток», то есть куколок поменьше.
Однако многочисленные справочники и энциклопедии уверяют, что у русской матрёшки были иноземные корни. Конкретно — японская кукла, изображающая некоего не то божка, не то мудреца Фукуруму.
Чтобы разобраться, как на самом деле появилась матрёшка и как она стала нашим национальным символом, aif.ru пригласил Игоря Блюма — человека, который много лет целенаправленно занимается историей этой игрушки.
Японский фантом
Константин Кудряшов, aif.ru: — Версия происхождения матрёшки от японской куклы многократно растиражирована. А есть ли у неё какие-либо документальные доказательства?
Игорь Блюм: — Никаких! Более того, по утверждению Гэнки Нуматы, исследователя японских народных промыслов, в Японии нет ни божества, ни мудреца Фукурумы, кукла которого якобы была прототипом матрёшки. Этот Фукурума присутствует только в русскоязычном сегменте интернета и только в паре с матрёшкой.
Его появлением мы обязаны журналистам начала 1960-х годов, когда в обществе появился запрос на историю матрёшки. Одним из первых откликнулся журналист и писатель Юрий Арбат. В книге «Шесть золотых гнёзд» 1961 г. он написал, что, дескать, жена Саввы Мамонтова, хозяйка усадьбы Абрамцево, привезла из Японии тамошнюю разъёмную куклу и дала задание токарю из Сергиева Посада Василию Звёздочкину сделать нечто подобное, адаптировав к российским реалиям. Расписать же игрушку пригласила Сергея Малютина, входившего в условный круг «абрамцевских художников» вместе с Коровиным и Нестеровым.
— Есть ли в этой версии правда?
— Точно можно сказать, что матрёшка родилась не без помощи Мамонтовой. Только это не Елизавета, жена знаменитого Саввы, которая никогда не бывала в Японии. А Мария, жена его брата, Анатолия Мамонтова. У них была счастливая семья, шестеро детишек, и Мария, в прошлом оперная певица, всерьёз увлеклась педагогикой. Она издавала журнал «Детский отдых» и открыла магазин «Детское воспитание», а при нём — мастерскую, где в порядке эксперимента производилось то, что сейчас называют развивающими игрушками. Кое-что она изобрела сама, но больше ориентировалась на народную традицию. Именно в её письме от 11 сентября 1898 г. можно найти первое упоминание куклы-матрёшки: «Сегодня Миша (сын) привёз мне култышку, турка, написанных двоюродным братом Алексеем, студентом. Матрёшки продолжают составлять мне доход».
К сожалению, пока не удалось выяснить, как именно выглядели те матрёшки. Но в том же году в мастерскую Мамонтовой поступил работать токарь Василий Звёздочкин. Родился и учился ремеслу он в Подольском уезде, который славился как центр производства деревянных расписных разъёмных пасхальных яиц. То есть сама идея игрушки-вкладыша Звёздочкину была знакома с детства. Воспоминания Звёздочкина частично записаны. Он неоднократно говорил, что многоместная матрёшка — его изобретение, сделанное в 1900 г. и отправленное на Всемирную выставку-ярмарку в Париже. Никто это заявление не оспаривал. Но никто и не спешил делать из Звёздочкина фигуру национального масштаба.
Неудобный изобретатель
— Но ведь пишут, что матрёшка произвела в Париже фурор...
— Фурор произвела вся русская экспозиция, собрав 1589 наград. Продукция мастерской Марии Мамонтовой была удостоена бронзовой медали из 347 медалей этого достоинства, выданных нашей экспозиции. Это называется «заметили». Но с 1904 г. на матрёшку начинают поступать заказы из Европы. А в 1911 г. уже появляются первые подделки русской куклы, этим промышляли немцы и — внимание — японцы.
— Что же помешало позже отдать должное её изобретателю?
— Для начала — ошибки, допущенные популяризаторами. Перепутали Елизавету Мамонтову с Марией... Эта ошибка влечёт за собой всё последующее. Кто у нас у истоков? Елизавета Мамонтова, супруга блистательного Саввы? А кто из художников их круга больше прочих сделал для создания «русского стиля» в дизайне? Вроде бы Сергей Малютин? Значит, он придумал и такую национальную куклу, и сам её расписал.
Однако Малютин ревностно относился к тому, что делал, и бережно хранил свои зарисовки, работы, творческие находки... И при этом никогда и нигде не упоминал, что имеет хоть какое-то отношение к матрёшке. И никто из его современников об этом не говорил. Но в роли «изобретателя матрёшки» он впоследствии оказался удобен. Художник, обласканный властью, автор картины «Ленин на смертном одре»...
А Василий Звёздочкин — наоборот, очень неудобен. В середине 1930-х гг. его даже лишают избирательного права за использование наёмного труда, мол, эксплуататор. А на деле, как мне рассказывали его родственники, семья Звёздочкиных жила очень бедно — из трёх детей двое умерли, помощи ни от кого он не получал. Но при этом был открытым верующим, ходил в церковь... Мог в СССР такой человек быть признан автором национального символа?
Восхождение к символу
— Когда же матрёшка окончательно утвердилась в роли национального символа?
— Этот путь был долгим. Сначала матрёшка должна была стать любимой и массовой у себя, в России. По некоторым косвенным данным можно говорить, что произошло это в конце 1930-х гг., когда прекратились гонения на всё русское, «реабилитировали» новогоднюю ёлку, а слово «родина» начали печатать в газетах. В майском номере журнала «Мурзилка» за 1940 г. опубликовано стихотворение Сергея Михалкова:
На углу Морской и Пушечной
Магазин открыт игрушечный.
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы-матрёшки...
То есть матрёшка — уже привычное явление. Её покупают и производят. А во всемирно признанный символ России она превратилась в ходе Международного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 г. Матрёшку дарят иностранным гостям, которые развозят эти русские сувениры по домам — как экзотику, ранее нигде не виданную. В 1961 г. Никите Хрущёву пишет десятилетняя Катрин Манди из Англии — просит прислать в подарок эту оригинальную русскую куклу. В 1963 г. матрёшка впервые появляется на почтовой марке. А в 1967 г. — уже на первой странице каталога Внешпосылторга.
Да, матрёшка стала символом России. Но, как и на многое русское, сейчас на неё идёт атака. И нам нужно защитить наш общий символ и признать наконец, что матрёшка — исконно русское явление.