Примерное время чтения: 11 минут
4363

Дважды рожденные. Летчики, которые повторили подвиг Гастелло и выжили

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

«Огненный таран» – страшный военный прием. Летчик на поврежденной машине принимает решение не спасать свою жизнь, а нанести последний удар по врагу. За время Великой Отечественной войны отдельные летчики и экипажи самолетов направляли своим горящие боевые машины в скопления врага на земле 237 раз.

От начала и до самого конца войны

Западные историки проводят параллели между советскими пилотами и японскими камикадзе. Но если японцы изначально готовили себя к роли смертников, то советское командование ничего подобного от летчиков не требовало. Каждый сам принимал решение, идти ему на самопожертвование или нет.

Бытует заблуждение, что «огненные тараны» были характерны для первого, самого трудного периода войны, когда советские летчики уступали немцам и в технике, и в опыте. На самом деле пилоты шли на самопожертвование даже в победном 1945-м.

Михаил Янко.
Михаил Янко. Фото: Commons.wikimedia.org

Последний таран Второй Мировой войны 10 августа 1945 года совершил командир звена 37-го штурмового авиационного полка 12-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота Михаил Янко. Его самолет был подбит во время штурма занятого японцами корейского порта Расин. Поврежденную машину летчик направил во вражеский объект на берегу. Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 14 сентября 1945 года Михаилу Янко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кажется, что пилоты, повторившие подвиг Николая Гастелло, были обречены на смерть. Однако история знает случаи, когда летчики выживали после наземных «огненных таранов».

Сергей Колыбин

Уроженца села Сорока Сорока Олонецкой губернии Сергея Колыбина призвали в Красную армию в 1934 году. Через два года он окончил летную школу, продолжив службу в ВВС.

Начал войну Сергей Колыбин  в звании лейтенанта и в должности  командира звена 74-го штурмового авиационного полка.

Сергей Колыбин.
Сергей Колыбин. Фото: Commons.wikimedia.org

К августу 1941 года на его счету было 18 боевых вылетов и 2 сбитых самолёта противника.

24 августа Колыбин получил приказ об уничтожении моста через Днепр в районе села Окуниново Козелецкого района Черниговской области.

Во время захода на цель «Ил» лейтенанта Колыбина был подбит. Сбросив бомбы на мост, он направил свой горящий самолет на колонну немецкой техники.

Вернувшиеся на аэродром сослуживцы доложили – мост взорван, командир звена лейтенант Колыбин пал смертью храбрых, протаранив колонну гитлеровцев.

Из списков части Сергей был исключен как погибший.

Только в 1945 году в заключенном № 15714, чудом спасшемся от казни в немецком концлагере Флоссенбург, опознают Сергея Колыбина.

Тогда, в 1941 году, в момент взрыва самолета его выбросило из кабины и отбросило далеко в сторону, в кустарник. Он оказался в плену, прошел несколько лагерей, участвовал в подпольной организации… Однажды, когда их гнали с работы на каменоломнях, Сергей совсем выбился из сил. Старший из охранников приказал подчиненному пристрелить русского. Тот отвел Колыбина в сторону от дороги и выстрелил… в воздух. А затем жестом показал: «Уходи!». На дворе был апрель 1945 года. Через два дня измученного Сергея подобрали советские солдаты.

Дома его давно оплакали, и его возвращение было настоящим чудом. Он полтора года провел в госпиталях, затем вернулся к нормальной жизни. Много лет работал строителем, сделал на этом поприще неплохую карьеру. 

Награда за подвиг нашла его только в 1965 году. Сергей Колыбин был удостоен ордена Ленина.

Александр Гарбуз

Александр Гарбуз начинал войну в бомбардировочной авиации, а затем стал летчиком-штурмовиком. З августа 1942 года четыре Ил-2 под командованием лейтенанта Зинченко, в составе которых Александр Гарбуз был ведущим второй пары, вылетели на уничтожение живой силы противника на Киришском направлении.

В ходе атаки по заданным целям в бензобак его «Ила» угодил снаряд, самолет загорелся.  Пламя охватило кабину. Тогда летчик решил направить самолет на вражескую колонну. Чтобы нанести наибольший ущерб, до последнего вел огонь из пушек и пулеметов. Затем последовал удар и мощный взрыв.

Вернувшиеся летчики доложили командованию о героической гибели Гарбуза. Но пилот оказался жив. Очнувшись среди обломков, он, несмотря на страшную боль, сумел уйти в ближайший лес, укрывшись от противника, а затем выйти к своим.

Александр получил страшные ожоги и нуждался в длительном лечении, но из госпиталя вскоре сбежал в свой полк.

Он не мог спать на спине, с трудом сидел, но хотел вернуться в строй. И сумел это сделать!

В ноябре 1942 года Александр Гарбуз был награжден орденом Ленина.

12 января 1943 года его самолет не вернулся из боевого вылета. Второго чуда не произошло…

Анвар Гатауллин

Уроженец Перми Анвар Гатауллин был призван в армию в 1940 году, после первого курса Пермского авиационного техникума. В 1942 году он окончил Омскую военную авиационную школу пилотов. С 1943 года летчик находился в рядах действующей армии, занимаясь воздушной разведкой. Он участвовал в Орловской операции, освобождении Витебской области, Старорусско-Новоржевской, Режицко-Двинской, Мадонской, Рижской операциях.

Анвар Гатауллин.
Анвар Гатауллин. Фото: Commons.wikimedia.org

К осени 1944 года на счету командира звена 99-го гвардейского отдельного разведывательного авиаполка 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта старшего лейтенанта Гатауллина было 110 боевых вылетов.

10 октября 1944 года в районе городов Добеле и Ауце Латвийской ССР самолёт Гатауллина был сбит огнём зенитной артиллерии. Он направил свою машину на позиции артиллерийских батарей противника. На основании рапорта командования погибший летчик был представлен к высшей награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за «мужество и героизм, включающий самопожертвование, проявленные при выполнении разведывательных полётов» гвардии старшему лейтенанту Анвару Гатауллину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Но он выжил. Когда летчик очнулся, то обнаружил себя висящим на стропах парашюта  на дереве. Анвар сумел спуститься и попытался пробраться к своим, но был схвачен немцами. Его отправили в концлагерь, откуда со второй попытки летчику удалось убежать.

К своим вышел через 18 дней. В пехотном полку выслушали его рассказ, и оставили служить: без документов и каких-либо подтверждений. А вот после войны Гатауллина начали проверять соответствующие органы – уж больно невероятной казалась эта история.

И все-таки справедливость восторжествовала. Анвару Гатауллину вручили заслуженную звезду Героя.

Из армии он уволился в 1955 году в звании подполковника. Потом многие годы жил и работал в родной Перми. Умер Анвар Анварович в 1994 году.

Константин Аксенов

Константин Аксенов родился в Ростовской области, но затем с родителями переехал в Омск, где и окончил школу. Работал токарем на паровозо-вагоноремонтном заводе и одновременно занимался в аэроклубе. В апреле 1940 года поступил в Омскую военную авиационную школу лётчиков.

Константин Аксенов.
Константин Аксенов. Фото: Commons.wikimedia.org

Войну Константин начал в запасном полку, а в октябре 1942 был отправлен на фронт. Воевал он в бомбардировочной авиации, и не раз был в шаге от смерти.

27 февраля 1943 года во время боёв по ликвидации Демянского плацдарма противника старший сержант Аксёнов выполнял боевое задание в районе Старой Руссы. Огнём вражеской зенитной артиллерии был подбит правый мотор его самолёта. Несмотря на это Аксёнов на одном двигателе успешно выполнил поставленную задачу и почти неуправляемый самолёт посадил на «брюхо» на своей территории.

В марте-июле 1943 года 82-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, в котором сражался летчик, был  в составе корпуса переведён на Воронежский фронт и вёл налёты на гитлеровские войска с аэродрома вблизи города Россошь. С июля 1943 года — на Степном фронте. Участвуя в Курской битве, Аксёнов совершил 31 боевой вылет, нанёс врагу значительный ущерб, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Выполняя боевое задание по уничтожению мостов на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга в составе девятки Пе-2 несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и активного противодействия истребителей врага прямыми попаданиями с пикирования уничтожил до 30 машин с живой силой и техникой, на некоторое время вывел из строя Кремечугский мост, за что получил благодарность командира корпуса.

6 октября 1943 года при бомбардировке укреплённого пункта врага Домоткань звено гвардии лейтенанта Аксёнова уничтожило склад горючего и 45 автомашин, в воздушном бою с шестёркой Ме-109 сбит один вражеский самолёт.

Одно боевое задание сменялось другим, на груди пилота появлялись все новые и новые награды.

До конца войны оставалось совсем немного. 26 марта 1945 года бомбардировщики выполняли боевое задание по уничтожению живой силы и техники в населённом пункте Остердорф в Верхней Силезии. Аксенов вывел свое звено точно на цель и нанес разящий удар. После отхода от цели снаряд немецкой зенитки угодил в бензобак, машина загорелась. Он принял решение направить самолет на боевые порядки врага.

Экипаж Аксенова сочли погибшим. Командира посмертно представили к званию Героя Советского Союза.

Но выброшенный из кабины летчик оказался в руках у немцев. Его направили в лагерь, откуда через месяц Аксенова освободили англо-американские войска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Аксёнову Константину Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из армии летчик уволился в 1946 году в звании капитана. Много лет Константин Аксенов работал в типографиях. Умер герой  в Новороссийске в 1966 году.

Приведенными случаями истории спасения при «огненных таранах» не ограничиваются. Одни говорят, что всего их было шесть, другие насчитывают более десятка. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах