Примерное время чтения: 9 минут
23132

Диверсия в воздухе. Пять случаев взрыва самолетов в СССР и России

Крушение Ту-134.
Крушение Ту-134. РИА Новости

За всю историю отечественной авиации зафиксированы как минимум пять случаев взрыва бомб на борту пассажирских авиалайнеров. Три из них произошли в СССР, два  в постсоветский период в России

Читайте также: Убийство над Синаем. ФСБ признала катастрофу A 321 терактом

1971 год. Взрыв на борту Ту-104 в районе аэропорта Внуково

10 октября 1971 года самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления гражданского воздушного флота должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. В 19:02 самолет благополучно завершил полет до Москвы, приземлившись в аэропорту Внуково.

Сразу после посадки экипаж приступил к подготовке к обратному рейсу в Симферополь.

В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа поднялся в воздух. Однако всего спустя минуту Ту-104 перестал отвечать на вызовы диспетчеров. В 20:17 самолет рухнул на землю неподалеку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней Внуково. Все 25 человек на борту погибли.

Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся.
Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся. Фото: Википедия

Расследование установило, что через считаннные секунды после взлета на борту произошел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. У теряющего высоту лайнера разрушился багажный отсек, из салона выбросило часть пассажирских сидений. Спустя несколько секунд Ту-104 рухнул на землю.

Обследование обломков показало наличие признаков горения и частиц тротила. Комиссия установила, что бомба весом 400—800 грамм тротила был спрятана между стойкой сидения и стенкой.

Расследование не смогло установить, кто именно являлся организатором и исполнителем теракта.

1973 год. Взрыв Ту-104 в Пулково

23 апреля 1973 года самолет Ту-104 1-го Ленинградского авиаотряда Северного территориального управления гражданского воздушного флота выполнял рейс 2450 по маршруту Ленинград  Москва. В 14:25 по московскому времени лайнер с 51 пассажиром и 6 членами экипажа вылетел из аэропорта Пулково.

Через 9 минут полета 47-летний пассажир Иван Бидюк передал стюардессе письмо для пилотов. Главным в путанном тексте на четырех листах было требование изменить курс и совершить посадку в Стокгольме. В противном случае Бидюк обещал взорвать самолет.

Читать также: Жертва неба. Как в России 105 лет назад произошла первая авиакатастрофа

Командир Ту-104 Вячеслав Янченко подал сигнал бедствия и принял решение вернуться в Пулково. Бортмеханик Викентий Грязнов, получил от командира табельное оружие, чтобы обезвредить преступника, однако выяснилось, что бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки. Поэтому Грязнов попытался успокоить преступника, убеждая его, что Ту-104 уже на пути в Стокгольм. При этом бортмеханик не давал Бидюку проникнуть в  кабину экипажа.

Ту-104 сразу после посадки.
Ту-104 сразу после посадки. Фото: Википедия

Обманывать террориста удавалось вплоть до того, как самолет пошел на посадку в Пулково. Поняв, что его одурачили, Бидюк привел в действие взрывное устройство. В результате взрыва погибли сам террорист и бортмеханик Грязнов, были повреждены рули высоты и гидросистема. Передняя стойка шасси не зафиксировалась и сложилась при посадке, так что фюзеляж после касания земли носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Это вызвало возгорание, которое быстро было ликвидировано наземными службами. Благодаря этому больше погибших не было.

Закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года за проявленные мужество и героизм командир Ту-104 Вячеслав Янченко и погибший бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза». Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

1973 год. Взрыв Ту-104 под Читой

17 мая 1973 года самолет Ту-104 Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота вылетел из московского аэропорта Домодедово, выполняя рейс 109 Москва  Челябинск  Новосибирск  Иркутск  Чита. Вылет из Москвы состоялся в 18:12. После промежуточных посадок в Челябинске и Новосибирске в Иркутске произошла смена экипажа. К моменту вылета в Читу на борту находились 72 пассажира (из них 4 ребенка) и 9 членов экипажа.

Спустя некоторое время с борта Ту-104 был подан сигнал опасности, а затем командир корабля доложил, что из салона поступило требование изменить курс.

Вслед за этим с лайнера был вновь передан кодированный сигнал опасности. Затем Ту-104 исчез с экранов радаров. 

ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт.
ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт. Фото: РИА Новости

В 10:55 по местному времени вертолет Ми-8 обнаружил обломки самолета в 97 километрах западнее Читы разбросанными строго по трассе на протяжении 10 километров. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.

Свидетели показали, что наблюдали самолет, который взорвался в воздухе. После этого на землю стали падать обломки и люди.

В ходе расследования было установлено, что попытку угона воздушного судна совершил 32-летний Чингис Юнус-оглы Рзаев. Мужчина, поднявшийся на борт в Иркутске, имел при себе взрывное устройство мощностью в 5,5 - 6 килограммов тротила. Рзаев потребовал изменить курс и совершить посадку в Китае.

Обезвредить террориста попытался сопровождавший авиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков. Страж порядка выстрелил в Рзаева, причинив ему смертельное ранение, однако умирающий преступник привел в действие взрывное устройство.

2004 год. Взрыв Ту-134 над Тульской областью

24 августа 2004 года в 22:30 по московскому времени самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел  из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1303 по маршруту Москва  Волгоград.  На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54 произошел сильный взрыв в хвостовой части самолета. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки Ту-134 упали в 2 километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли.

В ходе расследования было установлено, что взрыв был осуществлен 30-летней террористкой-смертницей Аминат Нагаевой.

2004 год. Взрыв Ту-154 над Ростовской областью

24 августа 2004 года в 21:35 по московскому времени самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1047 по маршруту Москва  Сочи. На борту авиалайнера находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 произошел мощный взрыв в хвостовой части. В борту Ту-154 образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж боролся до последнего, однако в 22:55 лайнер рухнул  в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Все, кто находился на борту, погибли. Часть обломков Ту-154 упала на жилые дома, но на земле никто не пострадал.

Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г.
Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г. Фото: РИА Новости

В ходе расследования было установлено, что теракт был осуществлен 37-летней смертницей Сацитой Джебирхановой.

Были установлены лица, по вине которых террористки смогли попасть на борт самолетов. Капитан милиции Михаил Артамонов был приговорен к 7 годам лишения свободы, билетный спекулянт Армен Арутюнян и контролер Николай Коренков  к полутора годам лишения свободы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах