Примерное время чтения: 7 минут
840

«Боинг» в огне. История страшной авиакатастрофы в Манчестере

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Последствия катастрофы.
Последствия катастрофы. Commons.wikimedia.org

Катастрофа авиалайнера Sukhoi Superjet 100-95B, произошедшая в московском аэропорту «Шереметьево» 5 мая 2019 года, стала настоящим потрясением. Многие задавались вопросом: почему десятки людей погибли уже после того, как лайнер совершил посадку, и  были, казалось, все условия для спасения?

Прерванный взлет

Между тем, подобные случаи в истории мировой авиации, увы, имели место и раньше.  22 августа 1985 года стало черной страницей для Великобритании.

В этот день Boeing 737-236 Advanced авиакомпании British Airtours, должен был выполнить чартерный рейс, доставив британских туристов из Манчестера в греческий город Керкира.

Подготовка к рейсу проходила в штатном режиме. Свои места в салоне занял 131 пассажир. Экипаж состоял из двух пилотов и четырех бортпроводников.

По договоренности с командиром,  39-летним Питером Террингтоном, взлет из Манчестера должен был осуществить второй пилот, 52-летний Брайан Лав.

Получив разрешение от диспетчера, Boeing начал разгон по полосе. Скорость была больше 150 километров в час, когда раздался хлопок, природу происхождения которого никто не понял. Тем не менее, Террингтон предпочел не рисковать и прекратил взлет. Опасаясь, что речь может идти о повреждении шасси, пилоты не блокировали тормоза шасси, а  тормозили прерывисто.

Сгоревший самолёт в 1982 году.
Сгоревший самолёт в 1982 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Пожар и паника

Спустя несколько секунд в кабине сработала сигнализация, указывающая на пожар в двигателе. Летчики не могли видеть, что происходит, а вот пассажиров в салоне охватил настоящий ужас – двигатель горел так, что на иллюминаторах салона возникли трещины.

Самолет остановился всего через 45 секунд после решения прервать взлет. Но к этому моменту в пассажирском салоне царила настоящая паника. Хвостовая часть лайнера была объята огнем, и люди столпились в проходах, пытаясь выбраться вперед.

Некоторые, поняв, что в проходе образовалась глухая «пробка», стали продвигаться вперед по спинкам сидений.

«Боинг» данной модификации имеет четыре основных двери в передней и задней части салона, а также два аварийных выхода над крыльями.

Двери в задней части оказались в зоне огня, никому не удалось ими воспользоваться. Находившиеся в хвосте стюардессы Шэрон Форд и Жаклин Урбански погибли.

Изначально предполагалось, что эвакуация будет проводится с правого борта, куда не добрался огонь. Но переднюю правую дверь заклинило, поэтому старший бортпроводник Артур Брэдбери и его коллега Джоанна Тофф на свой страх и риск открыли дверь левого борта.

Джоанна потом вспоминала, что тут же ей в лицо ударила струя пены – рядом с самолетом уже работали пожарные.

Горящий рейс 28M. Вид из аэропорта Манчестера.
Горящий рейс 28M. Вид из аэропорта Манчестера. Фото: Commons.wikimedia.org

Подвиг бортпроводников

Однако начать эвакуацию оказалось непросто – в коридоре самолета пассажиры устроили кучу малу, и не могли двигаться дальше. Джоанна обратила внимание на мальчика, которого прижали взрослые. Она буквально выдернула его из толпы и толкнула на аварийный трап.

Действия стюардессы позволили разблокировать проход, и  люди стали покидать самолет.

В это время Артуру Брэдбери все-таки удалось открыть дверь правого борта, облегчив ситуацию.

Третий люк, аварийный, расположенный над крыльями, открыли сами пассажиры. К этому времени хвостовая часть салона стала наполняться едким черным дымом, через пелену которого не было видно абсолютно ничего.

Джоанна Тофф ползком, почти наощупь, продвигалась по салону. Ей удалось найти девушку, находившуюся в полубессознательном состоянии. Стюардесса вытащила ее наружу, и сделала еще одну попытку пробраться в хвостовую часть. Но пелена черного дыма лишила ее такой возможности. Дальше на борту было невозможно оставаться. Брэдбери и Тофф скатились по аварийным трапам.

Пилоты Террингтон и Лав выбрались через аварийный выход пилотской кабины.

Пожарные вытащили наружу мальчика, застрявшего среди безжизненных тел тех, кто пытался, но не успел выбраться через аварийный люк. Попытка огнеборцев пройти вглубь салона, завершилась тем, что взрыв внутри выбросил наружу одного из пожарных. Его с травмами доставили в больницу. После этого пожарным была дана команда – тушить огонь снаружи, не подвергая свои жизни дополнительному риску.

Задняя часть салона выгорела и отломилась. Пожарные, сбив пламя, предприняли еще одну попытку зайти в переднюю часть, на сей раз более успешную. Им даже удалось вытащить живого человека, но мужчина, несмотря на все усилия медиков, спустя несколько дней скончался в больнице.

Хвостовая часть рейса 28M.
Хвостовая часть рейса 28M. Фото: Commons.wikimedia.org

Проблема, которую не замечали

Из 137 человек, находившихся на борту, погибли 55. Еще полтора десятка попали в больницу  с тяжелыми травмами.

Самолет был разрушен до состояния, не поддающегося восстановлению.

Вопросов было много. Среди них два главных – из-за чего возник пожар и почему количество жертв оказалось столь высоким?

Департамент транспорта Великобритании вел расследование в течение трех лет.  В итоге было установлено, что загоревшийся двигатель за два года до ЧП прошел серьезный ремонт, однако специалисты не обратили внимания на ряд дефектов.

Больше того, экипажи, летавшие на самолете, сообщали, что двигатель работает со сбоями. Подобных записей в техническом журнале скопилось около двух десятков. В одном августе 1985 года таких письменных замечаний было три. Но техники не сочли данные нарекания поводом для нового серьезного ремонта.

22 августа 1985 года усталость металла привела к разрушению двигателя и масштабному пожару.

Комиссия по расследованию также пришла к выводу, что существующие меры безопасности не обеспечивают быстрой эвакуации большого количества пассажиров, а члены экипажа недостаточно подготовлены для действий в подобных условиях.

После трагедии в Манчестере был изменён разрешённый порядок перепланировки салона, внедрены светящиеся дорожки, указывающие направление эвакуации, все аварийные выходы стали отмечаться светящимися табло и т.д.

Стюардессы Джоанна Тофф, Шэрон Форд и Жаклин Урбански были награждены медалями Королевы за отвагу. Форд и Урбански были отмечены посмертно. Старший бортпроводник Артур Брэдбери получил награду за героизм от Фонда безопасности полетов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах