Трагедия, произошедшая 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, на многих произвела шокирующее впечатление. Как могло случиться, что десятки людей погибли уже после приземления лайнера буквально в нескольких метрах от спасительных аварийных дверей?
Интернациональный полет
Пожар на борту — одна из самых страшных ситуаций в авиации. Зачастую огонь распространяется настолько стремительно, что счет идет на секунды. Крупнейшая катастрофа подобного рода произошла летом 1980 года в Саудовской Аравии: сотни людей погибли на глазах у спасателей, оказавшихся бессильными чем-либо помочь несчастным.
19 августа 1980 года авиалайнер Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200 авиакомпании Saudi Arabian Airlines выполнял пассажирский рейс SVA163 по маршруту Карачи — Эр-Рияд — Джидда.
К тому моменту самолет находился в эксплуатации всего год. Экипаж возглавлял опытный 38-летний пилот Мухаммед Али Ховитер, отработавший в авиакомпании полтора десятка лет.
Первая часть полета из Карачи до Эр-Рияда прошла спокойно. После двух часов нахождения в аэропорту Эр-Рияда лайнер вылетел в Джидду. В этот момент на его борту находились 14 членов экипажа (два пилота, бортинженер и 11 бортпроводников) и 287 пассажиров. Большинство из них были гражданами Саудовской Аравии, но рейс был интернациональным: на борту находились граждане 21 страны.
Возгорание, паника и драка на борту
Через семь минут после взлета сработала автоматическая сигнализация, извещавшая экипаж о пожаре в грузовом отсеке и возгорании одного из двигателей. Командир принял решение о возвращении в аэропорт Эр-Рияда, о чем и сообщил диспетчеру.
Пожар развивался стремительно. Экипажи других самолетов обратили внимание на то, что у рейса SVA163 из-под обшивки вырывается пламя.
Мухаммед Али Ховитер попросил диспетчера аэропорта Эр-Рияд подготовить все необходимое для эвакуации пассажиров и тушения пожара. Летчик заметил, что лайнер забит под завязку.
Ситуация ухудшалась с каждой минутой. Бортпроводники сообщили, что в салоне началась драка. Те, кто находился в хвосте самолета, пытались пробиться вперед, напугавшись задымления. Люди были охвачены паникой.
В результате того, что пассажиры покинули свои места, у самолета была нарушена центровка. Несмотря на все это, пилотам удалось успешно посадить машину.
Аварийные двери остались закрытыми
У многих в этот момент отлегло от сердца, но трагедия только начиналась. Самолет не произвел остановку непосредственно на полосе, а повернул на рулежную дорожку, что заняло еще почти три минуты драгоценного времени. Очевидно, экипаж действовал так из-за сильнейшего стресса.
Наконец летчики сообщили, что начинают эвакуацию. Однако в действительности ни одна из аварийных дверей открыта не была. По какой-то причине бортпроводники не сумели этого сделать.
Между тем огонь проник в пассажирский салон. Десятки людей, попавших в огненную ловушку, кричали от ужаса. В это время спасатели снаружи пытались открыть основные двери. Серьезной проблемой стало то, что никто из них не владел в достаточной мере английским языком, на котором были написаны соответствующие инструкции.
Мгновенное воспламенение
Спустя 23 минуты двери были открыты, но тут произошло самое страшное. Поступление кислорода спровоцировало мгновенное воспламенение, которое в считаные секунды охватило весь самолет.
Пожарным потребовалось всего пять минут, чтобы потушить огонь. Но за эти пять минут самолет выгорел полностью. 287 пассажиров и 14 членов экипажа заживо сгорели на глазах у тех, кто пытался им помочь.
Власти Саудовской Аравии для расследования причин катастрофы привлекли специалистов американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Британского отдела по расследованию авиационных происшествий (AAIB).
Однако американцы и британцы столкнулись с весьма своеобразным поведением саудитов. Для начала власти запретили любые судебно-медицинские экспертизы и настояли на захоронении жертв по канонам ислама, то есть в день смерти до захода солнца.
Властям не понравились выводы экспертов
А главное, Саудовская Аравия отказалась признать причину пожара, определенную иностранными специалистами. Те утверждали, что причиной возгорания стала огнеопасная гидравлическая жидкость, используемая в управлении самолетом. Но местные власти заявили, что возгорание было вызвано взрывом небольшого газового баллона для плитки, которая была сдана в багаж кем-то из пассажиров.
Иностранные эксперты констатировали, что и экипаж, и наземные службы не были готовы к действиям в аварийной ситуации подобного рода. Аварийные инструкции не были переведены с английского, в то время как спасатели и пилоты не владели этим языком в достаточной мере.
Трагедия рейса SVA163 и сегодня входит в десятку самых страшных авиакатастроф по числу жертв. За почти сорок лет, что прошли с того момента, в авиации были введены новые правила и нормативы, призванные предотвращать ситуации подобного рода. Эти меры снижают число происшествий подобного рода, но, увы, не дают стопроцентной гарантии.