Браток
Бандит средней руки. Начинал в подвале-качалке среди себе подобных. Из них авторитет-уголовник и сколотил банду — собирать дань с лоточников, челноков, таксистов и проституток. Народец по-своему трогательный, многократно осмеянный: носил спортивный костюм, обзаведясь деньжатами, приобрел малиновый пиджак и «голду», «девятку» цвета «мокрый асфальт» и мобилу. Слушал Евгения Кемеровского («Братва, не стреляйте друг в друга»), но не послушался: почти все братки убиты в междоусобных криминальных войнах.
Челнок, ларечник
Из бывших ученых, интеллигенции. В институте не платят, надо на что-то жить. Освоил Турцию, Таиланд, Китай. Вез пуховики, кожаные куртки, косметику... Челнок — трудяга и дойная корова для братков и местных ментов. Предел мечтаний — вернуться в науку (творчество) или открыть собственный магазин. Вторую мечту кое-кто осуществил, первую — никто. Наших челноков из бизнеса вытеснили иммигранты (те же китайцы), и пришлось им идти работать по найму, благо в 2000-е рабочие места появились.
Валютная проститутка
Рубль презрительно называет деревянным. Работает в гостиницах и барах, где водятся иностранцы. Отстегивает ментам, браткам, портье (иногда натурой). Косит под образованную, мол, коренная москвичка, МГИМО (если это и вправду не так), для чего выучила несколько фраз по-английски. Одета в униформу из мини-юбки и колготок в сетку. Вырез на кофточке обратно пропорционален природной красоте. Курит длинные коричневые сигареты More. Если верить фильмам, дома плачет над кроваткой любимой дочурки.
Обманутый вкладчик
Это сладкое слово «халява», Леня Голубков, «мы с тобой здесь сидим, а денежки идут», огромные очереди в «МММ», фантики с портретом Мавроди, которые уже никогда не будут обменяны на деньги. Пенсионеры, служащие, богема — на финансовых пирамидах погорели на разные суммы почти все, а хозяева финансовых пирамид — кто сел в тюрьму, кто бесследно исчез. Это было помрачение, явное кидалово на деньги… Неясно только, почему власти страны так спокойно смотрели на открытый грабеж народа.
Шарлатан
Телевизионные целители, заряжающие воду и заживляющие раны. Распространители волшебных снадобий от всего, но особенно от ожирения («Гербалайф»). Бесноватые вожди тоталитарных сект (Мун, «Белое братство», Мария Деви Христос, «Аум Синрикё»). Действуют четко, используя новейшие маркетинговые технологии — сегментирование аудиторий, нейролингвистическое программирование. Устраивают чес покруче звезд шоу-бизнеса и гребут деньги лопатой.
Олигарх
Береза, Гусь — эти имена уже стали едва ли не нарицательными, но кроме знаменитостей, не вылезавших из ящика и с обложек глянцевых журналов, появился целый слой местных богачей, ставших почти официальными соправителями регионов. Дела олигархи ведут варварски — скупая, отнимая, закрывая, увольняя и вышвыривая, они не подчиняются законам и силовикам, ведут военные действия против авторитетов и других олигархов. В итоге те, кто поумнее и поосторожнее, все же выстраивают на руинах эффективное производство с новыми рабочими местами, другие уезжают в Лондон.
Материал из издания «Не дай Бог!» №2, 22-28 февраля 2012