По некоторым данным, до трети пациентов, записанных на приём, пропускают его без уважительных причин и не предупреждают медорганизацию об отмене визита.
Василий Власов, профессор Высшей школы экономики:
Медицинская организация несёт немалый ущерб, когда пациенты массово не приходят на приём, не отменяя заранее запись (страховая компания платит больнице или поликлинике по установленным тарифам за каждую проведённую медицинскую услугу. – Ред.).
Те больные, которым действительно была нужна консультация врача, записаться на это время не смогли, а врач сидит без работы.
В некоторых западных странах выстроена следующая система: если пациент записался к врачу, но передумал идти, он может без последствий отменить приём у врача общей практики не менее чем за 24 часа до назначенного времени, у специалиста – за несколько рабочих дней. А тот, кто визит в положенные сроки не отменил и не пришёл, наказывается штрафом. Суммы разные. Пропуск посещения у семейного врача обычно составляет 10–20 долл. У специалиста – измеряется сотнями долларов. Такая материальная ответственность удерживает пациентов от безалаберного поведения.
Но подчеркну, такая система работает в странах, где у людей значительно выше доходы, на здравоохранение идёт больше средств и, соответственно, дороже оплачивается медицинская помощь. Не стоит переносить эти суммы на Россию. Чисто теоретически в российском случае эти штрафы могли бы быть в размере нескольких сотен рублей – чуть меньше стоимости приёма.
Но перспективы внедрения такой системы в России я не вижу. В сознании наших людей медицина вообще как бы бесплатна. И заставить их платить даже не за услугу, а за её отсутствие, думаю, нереально.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции