Примерное время чтения: 7 минут
557

Ответственность профессионалов. Как гарантировать благосостояние пациента

/ Dmitry Kalinovsky / Shutterstock.com

Вопрос о необходимости внедрения «Надлежащей аптечной практики» (НАП) поднимается в России с 2001 г., когда, собственно, и было введено это понятие. Но по большому счёту большинство рядовых участников фармацевтического рынка мало что о ней знают.

История

В 1993 г. специалистами Международной фармацевтической федерации (FIP) были разработаны стандарты по розничной торговле и аптечной практике, на основании которых ВОЗ начала разработку стандарта Good pharmacy practice (GPP) — Надлежащая аптечная практика, — представляющего собой перечень профессиональных задач, осуществление которых должно служить интересам больных или потребителей в аптеке.

В 1998 г. эти стандарты были утверждены ВОЗ, и на их основании эксперты ВОЗ начали разрабатывать рекомендации, направленные на повышение качества работы аптечных учреждений для стран с переходной и развивающейся экономикой. В 2001 г. в Дании копенгагенским Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики был разработан документ, содержащий перечень рекомендаций по организации аптечного обслуживания и получивший название «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов».

Необходимость

В докладе экспертов ВОЗ Menabde N. и Stobbelaar F. «The patient in focus (Пациент в центре внимания)», который в 1998 г. лёг в основу разработки руководства по внедрению надлежащей аптечной практики в новых независимых государствах, были описаны ключевые проблемы постсоветских стран, решение которых и является результатом внедрения НАП:

  • недостаточно контролируемая ситуация в оптовом секторе;
  • недостаточное производство отечественных фармпрепаратов;
  • несоответствие цен на лекарства уровню доходов населения;
  • отсутствие доступа к объективной информации о лекарственных средствах;
  • практически неконтролируемая реклама и продвижение лекарств на рынок;
  • после периода неограниченной свободы получили развитие некоторые нежелательные виды деятельности;
  • в некоторых ННГ управление аптеками могут осуществлять лица без специального фармобразования;
  • во всех ННГ имеется огромный накопленный опыт и интеллектуальный потенциал, но профессиональные знания и навыки зачастую устарели или не соответствуют новым условиям;
  • в большинстве ННГ все лекарства можно приобрести в частных аптеках без рецепта. Этой возможностью пользуются многие пациенты, поскольку им не по средствам посещение врача;
  • складывается противоречие: с одной стороны, много новых лекарств, с другой — очень мало объективной информации о них. Это касается как рецептурных, так и безрецептурных лекарственных средств;
  • профессионализм находится не на должном уровне — либо во главу угла ставится получение прибыли, либо мотивация работников недостаточна для предоставления надлежащих услуг.

Учитывая, что многие вышеупомянутые проблемы не потеряли актуальности и на сегодняшний момент, необходимость внедрения успешной международной практики, в частности НАП, продолжает оставаться актуальной.

Суть

Согласно проекту Приказа Минздрава России «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики», им предлагается утвердить «Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, устанавливающие порядок создания системы управления аптечной организацией в целях совершенствования качества обслуживания населения и повышения персональной ответственности провизоров и фармацевтов, обеспечения взаимосвязи врача, пациента и фармацевтического работника, направленной на заботу о благополучии пациента, повышение лояльности потребителей к аптечной организации».

Правила надлежащей аптечной практики разработаны «с целью обеспечения надлежащей деятельности, осуществляемой аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по розничной торговле лекарственными препаратами, независимо от их вида, размера и формы собственности и ведомственной принадлежности».

Положения правил направлены «на обеспечение населения качественными и безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предоставление потребителям достоверной информации о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента, обеспечение рационального применения лекарственных препаратов, применяемых с целью ответственного самолечения и назначенных врачом».

Правила предназначены «для создания системы управления аптечной организацией в целях совершенствования качества обслуживания населения и повышения персональной ответственности провизоров и фармацевтов, обеспечения взаимосвязи врача, пациента и фармацевтического работника, направленной на заботу о благополучии пациента, повышения лояльности потребителей к аптечной организации».

Стандарт Надлежащей аптечной практики подразумевает создание в каждой аптечной организации системы менеджмента качества (СМК). СМК — это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей для руководства и управления организацией применительно к качеству».

Согласно общим требованиям СМК аптечная организация должна определять:

  • процессы, которые необходимы для системы менеджмента качества и влияют на способность организации обеспечивать надлежащее качество фармацевтических услуг, оказываемых фармацевтическими работниками населению;
  • последовательность и взаимодействие этих процессов, в зависимости от их влияния на безопасность, эффективность и рациональность применения лекарственных препаратов; обеспечение населения качественными, безопасными лекарственными препаратами и товарами аптечного ассортимента;
  • критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими с учётом требований законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих оборот лекарственных препаратов;
  • наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

Кроме того, необходимы мониторинг и анализ этих процессов, которые позволят принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов, улучшения качества обслуживания населения и повышения персональной ответственности аптечных работников.

К НАП готовы?

Как было уже упомянуто, эти правила подразумевают более высокую ответственность и требования к организации аптечного бизнеса, повышенные обязательства по соблюдению качества обслуживания перед потребителями, самоконтроль и самоинспекцию.

Но готовы ли участники фармацевтического рынка к тому, чтобы задать себе в своей деятельности более высокую профессиональную и личностную планку? Смогут ли работники аптек и, самое главное, испытывают ли желание идти вперёд вместе со стандартом НАП? Ведь всё больше потребителей хотят видеть в аптеке не просто бесперебойный конвейер по выдаче лекарственных средств, а центр профессионального фармацевтического обслуживания.

Справедливости ради стоит отметить, что многие провизоры и фармацевты и без всяких стандартов ответственно и с полной отдачей выполняют свой долг перед пациентами, забота о которых и является их первой и основной задачей. А именно: изо дня в день помогают посетителям своих аптек рационально и правильно использовать лекарственные средства, ни на миг не забывая о той ответственности, которую они добровольно взяли на себя, однажды выбрав эту профессию. Можно ли принятием закона заставить остальных участников фармацевтического рынка изменить свои профессиональные и личные качества? Наверное, нет. А вот посетители аптек могут вполне реально повлиять на эти метаморфозы. Что вполне логично. Ведь мы все работаем и развиваемся именно для них и ради них.

Как изменится лицо фармы, после того как стандарт НАП станет носить обязательный характер, покажет время. Пока что хотелось бы наконец дождаться его принятия, ведь, несмотря на многочисленные обсуждения в различных правительственных структурах, этого пока не произошло.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах