18 декабря 1994 года произошло открытие, которое опрокинуло концепцию эволюции рисунка, основанную на теории, что развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным. Группа ученых во главе со спелеологом Жаном Мари Шове обнаружила на юге Франции пещеру, стены которой украшают 300 работ. Возраст старейших рисунков оценивается в 36 тысяч лет. Картины выполнены настолько хорошо, что первобытные художники поражают своим знанием законов перспективы, композиции и умением накладывать тени (раньше считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже). Более того, все животные, изображенные в пещере, обладают индивидуальностью, у каждого их образа есть исключительно свои приметы. Получается, что искусство каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.
Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире. Его возраст – 32410 ± 720 лет. В Cети попадается информация о некой «новой» датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тысяч лет, правда, без заслуживающих доверия ссылок. Интересно, что художники этой пещеры использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем.
Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось — вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.
Удивительно, что художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились.
Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стен. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, будто он выходит из стены. В том же зале археологи обнаружили изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которым художник сам придал нужную форму.
Есть предположение, что изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог словно оживал.
Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных.
Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение в жизни первобытных европейцев. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.
Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На стенах видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены после того, как ее покрыли росписью. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.
Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире. Его возраст – 32410 ± 720 лет. В Cети попадается информация о некой «новой» датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тысяч лет, правда, без заслуживающих доверия ссылок. Интересно, что художники этой пещеры использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем.
Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось — вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.
Удивительно, что художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились.
Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стен. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, будто он выходит из стены. В том же зале археологи обнаружили изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которым художник сам придал нужную форму.
Есть предположение, что изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог словно оживал.
Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных.
Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение в жизни первобытных европейцев. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.
Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На стенах видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены после того, как ее покрыли росписью. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|