aif.ru counter
14.10.2016 00:04
951

Вне конкуренции. Фармацевтическое образование выходит на новый уровень

Лекарственное обозрение № 19. Новый уровень фармобразования 14/10/2016

Возглавил вновь созданное структурное подразделение выпускник фармацевтического факультета университета Вадим Владимирович Тарасов, который ответил на вопросы корреспондента газеты «ЛекОбоз».

Время требует перемен

Светлана Шилькова, «ЛекОбоз»:С чем связано решение о создании института фармации и трансляционной медицины?

Вадим Тарасов: Фармацевтический рынок постоянно эволюционирует, а вместе с ним и требования, предъявляемые к специалистам. К сожалению в 90‑е их функция где-то сошла до уровня продавца.

Но с тех пор ситуация изменилась, особенно с принятием федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Стал развиваться сегмент производства – и соответственно в России значительно увеличилось количество собственных разработок, были запущены процессы трансфера современных технологий и локализации производств международными фармацевтическими компаниями – лидерами мировой фармацевтической индустрии.

А вот фармацевтическое образование фактически не менялось с начала 90‑х годов, когда оно было целиком и полностью ориентировано на аптеку, подразумевая основные компетенции провизора: отпуск и изготовление лекарственных препаратов. В связи с чем у работодателей всё чаще возникают претензии к выпускникам, которые, по их мнению, не в полной мере соответствуют требованиям времени. Настало время изменить подход к подготовке фармацевтических кадров. Одним из шагов в этом направлении и является создание института.

– Это будет самостоятельная структура?

– Институт фармации и трансляционной медицины не является отдельной структурой – это неотъемлемая часть Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.

– Озвучьте, пожалуйста, для непосвящённых, какую смысловую нагрузку несёт вторая часть в названии новой структуры: «…и трансляционной медицины»?

– Трансляционная медицина – это относительно новое понятие, смысл которого заключается в максимально быстром переносе идеи, результатов фундаментальных исследований в клиническую практику. А в нашем случае этот термин можно применить к образованию. Трансляция новейших достижений науки и практической деятельности в образовательные программы – это ключевой элемент подготовки профессионала международного уровня.

Первые из Первого

– Получается, что вы ставите эти задачи перед провизором. Тогда вопрос: каким вы его видите?

– Современный провизор – это междисциплинарный специалист, который за счёт разностороннего образования может понять и химика, и биолога, и врача. Он, являясь чем-то вроде мостика и работая в разных исследованиях, может объединить их всех, что крайне важно для реализации концепции трансляционной медицины. В то же время провизор может и сам стать специалистом более узкого профиля, например, по клиническим исследованиям, фармацевтической разработке или маркетингу.

– Какие цели ставятся перед вновь созданным институтом?

– Необходимо исходить из того, в каких условиях вы работаете. В одних регионах имеет смысл готовить провизоров в классическом понимании – для работы в аптеке. У нас другая ситуация. В Москве сосредоточен весь фармацевтический бизнес и большой исследовательский сегмент, т. е. фактически вся система лекарственного обеспечения страны. Поэтому наша задача – готовить специалистов, которые могут работать на любой стадии жизненного цикла лекарственного препарата, но с учётом традиционно сильных сторон Первого меда, а это медико-биологические дисциплины.

– Каким образом вы собираетесь этого достичь?

– В этом году мы запустили пилотный проект. Это идеологическое развитие центра инновационных образовательных программ «Медицина будущего», который функционировал у нас на протяжении многих лет и являлся элитной зоной подготовки, где ребята получали более качественный и глубокий уровень знания разных предметов.

Был строгий отбор студентов: серьёзные требования к уровню обучения – высокий средний балл, близкий к пяти, знание английского языка. Экзамены принимали ведущие профессора вуза. В этом году на направление «фармация» по этому проекту мы набрали 50 студентов, за плечами которых уже два курса обучения в нашем университете.

Мы даём участникам этого проекта дополнительные компетенции для работы в исследовательском сегменте. Есть и базовые предметы, но программа модернизирована. Что будет у этих ребят впервые? Новые предметы – биоинформатика, молекулярная биология, медицинская генетика, физико-химические методы анализа на качественно другом уровне. В перспективе на 4‑м курсе появится ряд дисциплин, связанных с обращением лекарственных препаратов, устройством фармацевтического рынка, проектным менеджментом.

До конца 4‑го курса участники проекта получат более глубокое представление обо всех областях фармацевтической отрасли, где они смогут работать. Оценив свои возможности, студенты в своей дипломной работе, написание которой для них будет обязательным, смогут продемонстрировать свои способности потенциальным работодателям в рамках выбранной специализации. Поэтому защиту диплома можно будет назвать своего рода смотром соискателей, где как наши подразделения, так и работодатели смогут подобрать себе квалифицированных сотрудников.

– Не боитесь, что подготовите слишком хороших специалистов, которые, пройдя обучение, возьмут и уедут за рубеж?

– Не надо этого бояться, просто необходимо создавать достойные условия для работы здесь. Тем более что сейчас в России остро ощущается нехватка специалистов именно такого уровня. Да, возможно, часть из них уедут, но потом кто-то вернётся – и вернётся с международным опытом. Что тоже очень важно. Не стоит замыкаться в своей скорлупе. Это неизбежно ведёт к отставанию.

– Чего в первую очередь ждёте от своих студентов?

– Наверное, интереса. И я его определённо вижу. Ребята хотят получить больше, чем им давали в рамках базового фармацевтического образования, и ближе познакомиться с отраслью.

Не революция, а эволюция

– Что ещё в планах развития?

– Вообще наш девиз не революция, а эволюция. Быстро можно всё поломать – это просто, а вот создать что-то новое, причём живое – это намного сложнее. Мы должны спокойно, но безостановочно изменяться и ставим себе задачу выйти на качественно другой уровень к 2020 году.

Это непосредственно связано с развитием инфраструктуры института. В частности, при поддержке Министерства промышленности и торговли будет произведена реконструкция корпуса на Нахимовском проспекте, бывшего НИИ фармации, где к 2018 году планируется разместить современные лаборатории, соответствующие мировым стандартам. Это позволит закрыть пробелы, которые сейчас есть, и создать в университете классический полный цикл разработки лекарственных препаратов от стадии оргсинтеза до клинических исследований.

При поддержке правительства Москвы и лично мэра Сергея Семёновича Собянина нам был передан корпус в Тропарёве, в котором разместится часть кафедр нашего института.

Планируем приглашать в университет ведущих зарубежных профессоров для чтения лекций, которые будут проходить в открытом формате и соответственно будут доступны всем студентам.

– Расскажите, какова роль университета в проекте 5–100?

– Мы всегда занимали достаточно сильные позиции в российском фармацевтическом образовании, но обдумывали дальнейшие шаги по выходу на следующий уровень – международный. Проект 5–100 – это программа повышения конкурентной способности российских университетов. Наш университет – единственный медицинский вуз, который в 2015 году вошёл в проект благодаря серьёзной научной составляющей и мощной клинической образовательной базе, а также большой работе, проведённой коллективом единомышленников во главе с руководством университета – нашим ректором Петром Витальевичем Глыбочко и первым проректором Андреем Алексеевичем Свистуновым, которые приложили колоссальное количество усилий для победы в конкурсе по вхождению в программу.

Выход на международный уровень требует качественно других подходов в подготовке специалистов. Наши первые шаги в области трансляционной медицины основываются в том числе и на использовании международного опыта различных университетов. И мы уже добились первых успехов – наш университет вошёл в топ‑1000 лучших университетов мира в рейтинге одного из самых авторитетных агентств Times Higher Education, став первым и единственным представителем среди всех российских медицинских вузов.

В нашем университете в этом году произошло формирование нескольких институтов – молекулярной медицины, регенеративной медицины, персонализированной медицины, фармации и трансляционной медицины. В основе некоторых были подразделения, ранее уже существовавшие в университете. В перспективе – создание полноценной инновационной экосистемы, которая позволит нам создавать новые продукты и услуги как через структуры университета, так и через стартапы, собственный бизнес. Это тоже часть трансляционной медицины – не зря же она является междисциплинарной областью знаний. Развитие перечисленных мной структур и создание ряда новых позволит к 2020 году создать индустриальный парк биомедицины, который будет обладать возможностями создавать уникальные биомедицинские технологии и продукты и готовить высококвалифицированные кадры для медицины и фармации, способные такие технологии не только применять, но и разрабатывать.

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество