На кафедре управления и экономики фармации и фармацевтической технологии НижГМА было проведено исследование фармацевтических специалистов (преимущественно работников первого стола и заведующих аптеками). Для оценки профессионального выгорания использовалась методика В. В. Бойко, опросник «Профессиональное выгорание» MBI, шкала профессионального стресса и анкета «Оценка степени удовлетворённости работой». Уровень исследования не претендует на глобальные выводы, это всего лишь студенческая курсовая, однако некоторые тенденции весьма показательны: 55,3% опрошенных фармацевтов в той или иной степени подвержены синдрому эмоционального выгорания, а степень профессионального стресса достигает 100%.
Результаты исследования комментирует ассистент кафедры Наталия Чеснокова.
Елена Шитова, «АиФ. Лекарственное обозрение»: Наталия Николаевна, с чем связан интерес к профессиональному выгоранию фармацевтов? Постоянное общение с людьми, являющееся предпосылкой развития этого синдрома, характерно и для продавцов, и для банковских служащих, и для проводников в поездах. В чём состоит «фармацевтическая специфика»?
Наталия Чеснокова: Если в магазин или банк обращаются преимущественно практически здоровые, то в аптеку приходят люди, имеющие проблемы со здоровьем, – либо сами пациенты, либо их родственники. От фармацевта требуется не просто обслужить клиента, а оказать ему профессиональную помощь, относящуюся к области здравоохранения.
- Связана ли выраженность эмоционального выгорания со стажем работы и занимаемой должностью?
– Наше исследование не выявило таких закономерностей. Корреляции между стажем работы и степенью выгорания не отмечено. Зато есть чёткая корреляция между выраженностью эмоционального выгорания и показателем удовлетворённости своей работой. Чем больше человек доволен своей деятельностью, тем меньше опасность «выгореть».
- Как и когда возникает «неудовлетворённость профессией»?
– Этот вопрос выходит за рамки данного исследования. Могу только высказать своё личное мнение, поскольку имею опыт работы в аптеке за первым столом. На мой взгляд, основная причина в противоречии между профессиональными стремлениями провизора и коммерческими задачами работодателя.
Благородная миссия фармацевтической профессии уступает место вынужденному поведению торговца. Кстати, и сами посетители аптеки видят в фармацевте не столько консультанта и работника здравоохранения, сколько обычного продавца. Стремление к профессиональному развитию, как правило, не поощряется работодателем.
Помню, как, придя на работу в аптеку, я стала интересоваться компьютерными программами, позволяющими отслеживать ассортимент, формировать заявки и т. д. Но меня быстро поставили на место, указав, что моё дело – продавать. По отзывам коллег знаю, что такая ситуация не редкость. Многим молодым специалистам реальность быстро обрубает их «души прекрасные порывы», что очень негативно сказывается на удовлетворённости профессией.
- Неужели нельзя успешно сочетать благородную миссию фармацевта и коммерческие интересы аптеки?
– Чтобы это осуществить, необходимо интегрировать аптеки в систему здравоохранения, восстановить утраченные связи между медицинскими и фармацевтическими организациями. Пациент пришёл в поликлинику, врач выписал рецепт, фармацевт тут же отпустил препарат по этому рецепту – так выглядит идеальная схема, позволяющая сочетать профессиональные и коммерческие интересы.
- Что мешает приблизиться к идеалу?
– Сейчас много аптек, поэтому развита жёсткая конкурентная борьба, и в фармацевтических организациях порой сквозь пальцы смотрят на выполнение требований законодательства: допускают к работе лиц, не имеющих профильного образования, продают рецептурные препараты без рецепта и т. д. Второй фактор, мешающий приблизиться к идеалу, – склонность населения к самолечению. Пациенту проще зайти в аптеку, чем записываться к врачу, ожидать очереди, выполнять необходимые обследования и т. д. Думаю, что со стороны государства должны быть предприняты шаги по упорядочению деятельности аптек и повышению реальной доступности и комфортности медицинской помощи.
- Среди признаков выгорания присутствуют такие: «персонал всё время недоволен», «негативное отношение к инновациям», «конфликтные ситуации». Эти факторы связаны только с профессией или с другими причинами?
– Безусловно, имеет значение комплекс факторов. Большое значение имеют личностные особенности человека. Есть люди, которым вообще противопоказаны профессии, связанные с субъект-субъектными отношениями.
– По закону это является нарушением прав. Но тестирование с последующей выдачей рекомендаций было бы для абитуриента очень полезно и помогло бы избежать дальнейших разочарований.
- Есть ли у вас рецепт, как фармацевтическим работникам предотвратить профессиональное выгорание?
– Выгорание – проблема не столько профессиональная, сколько внутриличностная. Если человек понимает смысл и цель своей профессии и видит результат деятельности, то выгорание ему не грозит.