С 1 сентября в школах и колледжах начинается эксперимент по дистанционному обучению, который продлится до 31 декабря 2022 года.
Эксперимент — часть федерального проекта по реализации цифровой образовательной среды в школах. Руководить пилотным проектом будет Министерство просвещения. На встрече с президентом В. Путиным глава компании «Ростелеком» Михаил Осеевский сообщил, что «в рамках проекта предполагается протестировать решения по дистанционному обучению, возможности проводить дистанционные уроки для школьников в отдалённых местах». Он добавил также, что предполагается создать специальную электронную почту для детей, чат, мессенджер, современный электронный контент.
Эта новость вызвала очередную волну страхов у родителей школьников. В родительских чатах активизировались подзабытые за каникулы темы ненавистной дистанционки. На сайтах некоторых школ родителям предлагают пройти опрос и высказаться по поводу дистанционного обучения. Неужели в новом учебном году детей снова посадят учиться дома за компьютерами?
Зачем школе искусственный интеллект
«Эксперимент никак не связан с введением очередного карантина и нисколько не нарушает обычного, в привычном режиме начала учебного года, — уверяет руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Дети пойдут в школу. Большинство — 1 сентября, в некоторых школах новый учебный год начнётся 7 сентября. Конечно, учиться будут с некоторыми предосторожностями и ограничениями с точки зрения эпидемиологической ситуации в регионе. Мы видим, что уже многие сферы экономики включились в нормальную жизнь, однако тревожных сигналов немало и в Европе, и у нас. Число заболеваний всё ещё велико.
Эксперимент же по дистанционному обучению предполагается провести для отработки цифровых образовательных технологий. Это возможность для школьников получать задания на электронных платформах, сервисы по автоматизированной проверке работ, чтобы можно было корректировать программу для каждого ученика и составлять индивидуальные планы обучения».
Речь не только о простеньких тестах в интернете для учеников начальной школы, направленных на проверку усвоенной темы. «Для серьёзной основной школы необходимы „самонастраивающиеся“ задания, когда компьютерная программа с использованием искусственного интеллекта подсказывает каждому ученику, какие у него ошибки, дефициты знаний, как двигаться дальше», — уточняет Ирина Абанкина.
Без «говорящей головы»
Недавний опыт дистанционного обучения показал, что ничего этого сделано не было. Более того, даже самые лучшие электронные образовательные ресурсы элементарно не выдерживали нагрузки и обваливались, когда ими начинали пользоваться массово школьники по всей стране. Они помогали лишь, когда их время от времени использовали на уроках, были полезны ребятам, которые пропустили материал по болезни и могли нагнать одноклассников. В ситуации пандемии и массового применения многие образовательные платформы оказались неэффективны.
«Сейчас разработки ведут Яндекс, издательство „Просвещение“, — продолжает Ирина Абанкина, — о создании так называемого опережающего контента заявил Сбербанк — видимо, разработчики ещё будут разъяснять, что они имеют в виду под этим. Требуется довольно много инвестиций в технологии, чтобы можно было на современном уровне использовать дистант в процессе школьного обучения. Это ведь вовсе не значит своими словами пересказать учебники и записать на видео „говорящие головы“. Это не значит, что школьники должны будут слушать чужие уроки, когда к учителю, который настраивается на работу с конкретным классом, заодно подключаются другие ученики. Это совсем не годится. Важно, чтобы можно было выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося, сформировать оптимальный учебный план, наладить автоматизированную проверку работ — всё это может быть доверено компьютеру, программам, платформам, которые при этом не обвалятся, когда много детей одновременно ими станут пользоваться».
На карантин не сядем?
Учителя пока тоже готовятся встретить учеников в классах, а не на экранах компьютеров. «Во всяком случае нигде в имеющихся официальных документах нет свидетельств, что детей переведут на дистанционку, — считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования „Учитель“ Всеволод Луховицкий. — Насколько мы знаем, эксперимент коснётся перевода различной отчётности на цифровой уровень. Это, безусловно, дополнительные сложности для школ. И это никак не связано с карантином. Везде и всюду заявляют о том, что повторное его введение не планируется. Во всяком случае это не в интересах руководителей образования. Если повторить такую ситуацию, по-моему, образовательная система это не выдержит».
«На сегодняшний день ни органы управления образованием, ни другие государственные структуры не могут внести ясность — что будет с 1 сентября, в каком формате будет проходить обучение, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Президент заявляет, что новый учебный год точно начнётся в очной форме, никаких изменений не будет. Регулярно успокаивает родителей и министр просвещения господин Кравцов: мол, всё у нас подготовлено к тому, чтобы начать учебный год очно. На этом фоне начинаются непонятные, подчас провокационные заявления или информационные вбросы, и люди начинаются опасаться, что какую-то дистанционную форму будут опять внедрять. Учителя в полном неведении, директора школ тоже чешут затылок, все молчат и ждут каких-то решений. Я точно знаю, что многие решения будут приниматься буквально за несколько дней до начала учебного года. Нам всем надо просто набраться терпения, дождаться 1 сентября. Понятно, что оно будет непростым — это единственное, что я могу сказать с полной уверенностью».
Ещё один повод для волнений — обещанное Минпросвещения проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР) в 5–8-х классах сразу в сентябре. «Непонятно, зачем ВПР в самом начале учебного года, учитывая, что дети столько пропустили из-за эпидемии коронавируса, — удивляется Виктор Панин. — Это огромный стресс для детей и учителей, родителей. И несмотря на заявления чиновников, что результаты ВПР не будут отражаться на работе образовательной организации и премиях учителей, в это пока слабо верится». Остаётся надеяться, что Рособрнадзор и Минпросвещения будут стараться найти компромисс в этих непростых решениях.
Кстати
Министерство просвещения накануне нового учебного года предупредило руководство школ и региональных органов управления образования о недопустимости поборов с родителей, включая сбор денег на средства гигиены (антисептики и т. д.). «Каждый регион имеет все необходимые возможности для реализации мер защиты здоровья. Более того, система образования оснащалась гигиеническими средствами и в ходе ЕГЭ. Любые поборы с родителей недопустимы, обеспечение школ — зона прямой ответственности регионов», — заявил первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко.