Учителем года России – 2019 стала 29-летний преподаватель русского языка и литературы из Волгограда Лариса Арачашвили.
За «Хрустального пеликана» боролись 85 учителей со всей России, до финала конкурса дошли пять. Окончательное решение по выбору победителя принимали дети. «АиФ» пообщался с победительницей.
«Дети – это космос!»
Юлия Борта, «АиФ»: Лариса Гивиевна, вы помните свой первый урок?
Лариса Арачашвили: Я – нет. А вот мои выпускники помнят до мельчайших подробностей, вплоть до того, какое на мне было платье. Это было для меня открытием. Наверное, для меня первый школьный урок не был стрессом, потому что раньше я долго работала вожатой. Во многом потому и пришла в школу. Столько любви, сколько ты получаешь от детей в школе, ты не получишь никогда и нигде, ни в одной другой профессии. А ещё пришла рассказывать о том, что знаю и люблю, – а я люблю свой предмет, потому страха и волнения не было.
– Каким должен быть современный учитель? Может, в будущем его вообще заменит робот?
– Образование – это ведь не просто передача информации. Оно не может быть без воспитания, индивидуального подхода к ребёнку. В этом смысле личность педагога в образовании незаменима. Дети не шаблонные. Иногда планируешь урок или внеурочное мероприятие, а оно проходит совсем по-другому. В живом общении с детьми иногда даже какие-то свои мысли и убеждения пересматриваешь. Было такое, что мне дети открывали глаза на то, о чём я раньше не задумывалась. Взрослый человек более закостенелый в своих представлениях. А дети же – это космос! Они на всё смотрят так, как мы, взрослые, порой не догадываемся.
– У учителей сейчас много конкурентов – интернет, соцсети, которые тоже учат.
– А почему нам надо конкурировать? Можно использовать современные технологии во благо ребёнка – его образования, воспитания. Научить детей правильно общаться в соцсетях, подписываться на интересные образовательные ресурсы, грамотно искать информацию и уметь отличать фейковые новости от достоверных.
А можно ли кричать?
– Участились скандалы с учителями, которые выкладывают личные фото в соцсети. У кого-то возникают претензии, что они тем самым подрывают авторитет педагога, а значит, не могут работать в школе.
– Я не считаю, что учитель должен оставаться обучающей функцией. Учителя – тоже люди, у нас есть личная жизнь, свои интересы. Нужно просто чётко разделять профессиональную и личную сферы. Конечно, на официальной страничке учителя в интернете не может быть откровенных, личных фотографий. И понятно, что во всём нужна мера. Кстати, скандал с учительницей, которая занимается плаванием и выложила фото в купальнике, был раздут на пустом месте. Человек пропагандирует здоровый образ жизни. Она – пример. Там нет никакого подтекста, нет излишней откровенности.
– Сейчас информационная открытость такова, что учитель постоянно на виду. Дети могут снимать на видео, выкладывать в соцсети. Как тут быть?
– Если педагог ведёт себя так, что ему стыдно, что его записывают, то вопрос к педагогу.
– Ну вот учитель прикрикнул, а дети жалуются на специальных порталах в интернете.
– Я тоже могу прикрикнуть. Но почему-то меня не снимают, не выкладывают. И это не вызывает у детей негативных эмоций. Родители ведь тоже порой кричат на детей. Мы все люди. Но если взрослый повышает голос, но не задевает личности ребёнка, то и взаимных обид не будет. Другое дело, если ребёнок чувствует от учителя агрессию, несправедливость. Тогда он пытается защищаться так, как может, – агрессией в ответ, записыванием и выкладыванием видео в интернет. И скорее всего, решается на это, если у него уже «накипело», то есть учитель поступает несправедливо по отношению к нему не в первый раз. Я не считаю, что это правильно – выкладывать в соцсети тайно снятое видео учителей. Но почему мы снимаем ответственность с себя и перекладываем её на ребёнка? Мы всё-таки взрослые люди. А они дети, которые не научились в полной мере собой владеть.
С другой стороны, педагог – существо бесправное по факту. Потому что мы не имеем права кричать, почти ни на что не имеем права. Но у нас очень много обязанностей. Мы не защищены законом, к сожалению. Я видела и такие истории, когда ребёнок применяет физическое воздействие по отношению к учителю, а учитель никак не может защититься. Это опять же вопрос к школе, родителям: как вообще такая ситуация могла произойти?
– Бывает, взаимное непонимание приводит и вовсе к трагедиям. Дети приходят с оружием в школу мстить одноклассникам, учителям – за двойки. Как это остановить?
– Возможно, и дети стали более агрессивными. Это идёт от среды, в которой они растут, которая давит на них со всех сторон. Увы, иногда средой, которая давит на ребёнка, является ещё и школа. Нам надо научиться делать так, чтобы школа была местом, где ребёнок будет чувствовать себя максимально безопасно, комфортно. Это непросто, ведь мы работаем в разных школах, с разными детьми из разных социальных групп. Но стремиться к этому нужно.
За что поставить двойку
– Есть и ещё одна непростая тема, вызывающая много споров: что нужно включать в школьные списки литературы. Вот Достоевский нужен ли?
– Я считаю, список современной литературы в школах нужно расширять. Например, детей стоит знакомить с произведениями Людмилы Улицкой, Дины Рубиной и других авторов. Жаль, что в школьную программу не включены книги Ирины Грековой. А как можно изучать Великую Отечественную войну без творчества Светланы Алексиевич, которое тоже не входит в обязательную школьную программу?
Что касается классики, то, пожалуй, единственное произведение, смысл которого мне не совсем удаётся донести до детей, – это «Война и мир». За десять уроков, которые даются на его изучение, невозможно осмыслить столь масштабный по объёму и глубокий по смыслу роман. Многое из того, о чём говорится в этом произведении, мы опускаем, потому что дети до каких-то вещей ещё не доросли. Им для этого не хватает эмоционального интеллекта. А «Преступление и наказание» Достоевского многим нравится, в свои 16–17 лет они его очень хорошо понимают. И именно в школе надо говорить о проблемах, поднятых писателем, об особенных людях, о том, «тварь ли я дрожащая или право имею». Это предостерегает ребят от комплекса бога, который, как мне кажется, был у Раскольникова, – что он имеет право решать чужие судьбы.
– Что сейчас читают дети?
– В основном современную зарубежную литературу. Часто толчком к чтению становится удачная экранизация. Например, посмотрели сериал «Сумерки», потом стали читать. Конечно, это не высокая литература. Но именно благодаря в том числе таким произведениям они в принципе могут подружиться с книгой.
– Как у вас складываются отношения с родителями?
– Для меня желание родителей пообщаться со мной – это большое благо. Потому стараюсь быть доступной 24/7. И, наверное, потому мне очень везёт с родителями, у меня нет с ними проблем. Они стараются не тревожить меня зря. Если это происходит, значит, действительно, какая-то проблема, где я необходима.
– За что можете поставить двойку?
– Если ребёнок сделал задание нечестно, попросту списал. И, да, я могу даже завысить оценку, если ученик выполнил задание сам, пусть даже слабенько.