Для чего вообще нужны рейтинги вклада школ в качественное образование детей, как официально они называются? Для того чтобы родители понимали, какое учебное заведение в своём районе выбрать для собственного ребёнка. Ведь 90% детей учатся там, где живут.
Папы и мамы спрашивают, как вообще в этот список лучших попадают образовательные организации? Центр педагогического мастерства (составитель рейтинга) отвечает: ведётся только учёт результатов обучающихся (а не условий, в которых дети учатся). И делается это автоматически, а не собираются письменные заявления от директоров школ. Каждый ученик может повысить рейтинговый балл своего учебного заведения. Но ни один ребёнок не может снизить.
Кстати, в этом году количество образовательных организаций, подготовивших победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников выросло: в 2016-м их было 214, в 2017-м - 222. Как и подросло число выпускников с особо высокими баллами ЕГЭ (от 91 до 100): в 2016-м таких было 590, в 2017-м - 592.
Но не только оценки и победы во Всероссийской олимпиаде обеспечивают высокое место в списке лучших. Каждая школа должна следить за развитием талантов максимального количества обучающихся, организовывать условия для развития массового любительского спорта, заниматься профилактикой правонарушений и уметь работать с учениками, имеющими особые образовательные потребности. А также стоит мотивировать ребят к использованию ресурсов города в обучении, чтобы они участвовали, например, в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы» и «Не прервётся связь поколений».
Рейтинги составляются с 2010/2011 учебного года. И в этом году туда попали колледжи и предуниверситарии. А лицей НИУ ВШЭ и вовсе вытеснил с первой строчки бессменного лидера - лицей № 1535. Понятно, что из средней школы уходят способные ученики, которые имеют представление о своей будущей профессии. И, чтобы образовательное заведение, взрастившее такого ребёнка, не горевало об утраченном таланте, с 2018 года баллы за результаты ЕГЭ станут делиться между школами: той, в которой ученик закончил освоение среднего образования, и той, в которой получил аттестат. Ведь главное - не соревноваться за лучшего учащегося, а сделать таковым любого.
По мнению директора Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, «рейтинг - стимул школе работать с каждым учеником, а всем учебным заведениям вместе он помогает создавать в городе единую эффективную систему, обеспечивающую каждой московской семье возможность получения детьми качественного образования независимо от района проживания и имущественного положения. А чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий и тем ценнее успех».