Школьников и учителей в городе 1,6 млн (столько жителей, например, в Новосибирске), а уж ежедневных событий - калейдоскоп.
Знания на миллион
К безоговорочным достижениям руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина отнёс интеллектуальные завоевания. По сравнению с 2010 г., когда победы москвичей во Всероссийской олимпиаде школьников составляли 24%, сейчас результаты выросли до 44%. Увеличилось (до 222) и количество школ, в которых можно учиться так, чтобы стать победителем или призёром заключительного этапа олимпиады.
На международной арене москвичи тоже прославляют свой город, выступая за сборную России. В этом году из 38 медалей, завоёванных в разных международных предметных олимпиадах, 19 принесли ученики московских школ. Благодаря таким высоким и стабильным результатам подростки теперь вносят вклад в семейный бюджет: за «золото» город выплачивает им премию в 1 млн руб., за «серебро» - 500 тыс. руб., за «бронзу» - 250 тыс. руб.
Но если на олимпиады мирового уровня ездят учащиеся, прошедшие сложный отбор, то участие детей в ряде крупных международных исследований носит массовый характер - тесты пишут во всех школах, которые выберут организаторы (представители столичных властей на этот выбор повлиять не могут).
«Московские школьники удивляют многих наших коллег хорошими результатами в международных исследованиях PISA (в прошлом году оно показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. - Ред.) и PIRLS (в этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста учащихся 4-х классов. - Ред.)», - отметил Исаак Калина. Результаты доказывают, что большинство школ работают на одинаково высоком уровне.
Гормон учения
Исааку Калине, в прошлом учителю математики, особенно приятно наблюдать рост результатов ЕГЭ по математике, физике и информатике. Сдаче экзаменов на 90-100 баллов немало способствуют городские проекты «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», «Инженерный класс в московской школе» и «Субботы московского школьника».
Уникальную образовательную среду создают школьникам колледжи, славящиеся победами своих воспитанников на международных соревнованиях не меньше школ. «У подростка в крови повышается уровень гормона удовольствия, когда наконец-то получилась табуретка или сложный элемент из аэрокосмического машиностроения», - объяснил стремление расти в профессиональном плане директор колледжа № 26 Константин Афонин.
Школьные учителя благодаря богатым ресурсам образовательных комплексов стали более внимательными к склонностям ученика.
«Мы ищем таланты в каждом, - поделился опытом директор школы № 2114 Андрей Зинин, в которой учатся 5 тыс. детей. - Например, ребёнок из семьи музыкантов хорошо музицирует. А учитель математики, заметив у него нестандартное мышление, вовлекает в работу над проектом, затем подключаются учителя по другим предметам. И вот его ярчайший проект представлен на авиасалоне «МАКС» и в технопарке «Сколково». Но и музицировать он продолжает».
В завершение встречи с журналистами Исаак Калина упомянул о «серьёзном снижении количества правонарушений среди московских школьников. Это, без сомнения, позитивный результат всех тех изменений, которые происходили в последние годы в системе образования».