Талантливые дети есть в каждой школе, и в Москве научились их находить.
Из алмаза – в бриллиант
Тренер сборной Москвы по информатике Елена Андреева вспоминает, как несколько лет назад на курсах повышения квалификации учителей педагоги писали в анкетах: «У нас в школе нет ребят, способных к программированию». «Но когда мы провели для детей школьный этап олимпиады, выяснилось, что это не так», – рассказывает она.
В этом году призёров и победителей подготовили в 227 школах, то есть в более 40% всех школ города. Успех достигнут через объединение сильного базового образования, также ресурсов, предоставляемых детям ведущими вузами, научно-исследовательскими институтами, музеями, и специализированной подготовки непосредственно к олимпиадам в Центре педагогического мастерства (ЦПМ). Обладание этим спектром возможностей больше не привилегия учащихся отдельных учебных заведений, куда из года в год родители стремились устроить ребёнка. «Мы хотим перевернуть в сознании директоров, учителей, а главное, родителей представление об обычной школе, – говорит директор ЦПМ Иван Ященко. – Обычная московская школа – это та, в которой идёт мощная работа по развитию талантов. А проявивших себя ребят мы дальше делаем суперпобедителями – как бриллианты из алмазов».
К тем, кого И. Ященко имеет в виду, можно точно отнести восьмиклассника Илью Цаплина. Мы застали его в классе Центра педагогического мастерства на практикуме, где под руководством тренера Илья проводил измерения и строил график зависимости скорости вытекания жидкости от высоты столба воды. А учится он в той самой «обычной» школе № 423 в районе Перово. Экономика, астрономия и физика – дисциплины в олимпиадном списке, в которых он пробовал свои силы. Достижения по физике привели к углублённой подготовке с тренерами ЦПМ, куда подросток приезжает после уроков. Планов перейти в специализированную школу у Ильи пока нет: хватает знаний, полученных от школьного учителя физики.
Иногда троечник обыгрывает отличника
Всероссийская олимпиада начинается со школьного этапа. В 2010 г. в половине образовательных учреждений в липовый отчёт о проведении этого тура вносили всех учеников, в победители записывали отличников и отправляли хорошо успевающих детей на следующий этап. Благодаря внедрению электронных систем удалось реально обеспечить школьный этап повсеместно.
Иван Ященко считает честное и массовое участие фундаментом дальнейших побед в олимпиадах. «Мы приглашаем участвовать в школьном этапе любого школьника независимо от оценки в дневнике, – призывает он. – Мы знаем огромное количество примеров, где троечник обыгрывает отличника. Отличник – это человек, который выучил алгоритмы и всё делает аккуратно, но часто не выходит за рамки предмета. Некоторые же троечники, наоборот, мыслят более широко, пускай и с ошибками. Участвуйте в олимпиадах! Тогда, кстати, и оценки улучшатся».
Диплом победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – это поступление в вуз без экзаменов, а в Москве ещё и призовые 500 тыс. рублей, победитель по китайскому языку также получает от посольства поездку в Китай. Но добываются эти награды годами упорнейшего труда, который начинается с интереса к предмету. Интерес может зародиться как раз на олимпиадах. Школьникам Москвы доступны 700 олимпиад по разным предметам. Гнаться за победой не нужно. Например, подчёркивает И. Ященко, нельзя выявлять «лучшего математика столицы Москвы во втором классе» – это в начальной школе вредно и тому, кто не выиграл, и тому, кто выиграл.
Как и в прошлом году, директор Центра педагогического мастерства рекомендует в каникулы посмотреть задания олимпиад предыдущих лет: «Выберите приглянувшееся задание, причём не только по любимому предмету. Желание порешать летним вечером задачку может изменить вашу жизнь».