Примерное время чтения: 3 минуты
8922

Под гнетом школы. Почему в 1-2 классе у детей по 6-7 уроков?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Женское начало. Какие штурвалы доверят первым в России военным лётчицам 02/11/2022

Сегодня многие дети ходят в школу к 8 утра или 8:30, а возвращаются уже в 4-5 часов вечера и садятся за домашние задания. Получается зачастую больше, чем 8-часовой рабочий день. Не каждый взрослый такое выдержит ежедневно. А между тем есть санитарные нормы, где четко прописано, сколько уроков должно быть у каждого класса. Почему они нарушаются?

Согласно санитарным нормам Роспотребнадзора (СП 2.4.3648-20), в 1 классе максимальная учебная нагрузка — 4 урока в день и один раз пять уроков, если в расписании три физкультуры в неделю. Для 2-4 классов на один урок больше. Для 5-6 классов максимум 6 уроков, для 7-11 классов — 8 уроков.

А на практике у многих детей уже со второго класса по 6-7 уроков в день. Зачем? Почему не выполняются нормативы? Своим мнением с aif.ru поделился председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин:

— Превышение норм максимальной учебной нагрузки почти повсеместное. И это ненормальная ситуация. Я неоднократно уже обращал внимание наших чиновников от министерства просвещения на эти нарушения. К сожалению, воз и ныне там. Наша государственная структура — Рособрнадзор — не занимается контролем подобных ситуаций. Хотя обязана по роду деятельности. И нарушители должны быть наказаны, на мой взгляд, чтобы неповадно было остальным этим заниматься. Мы просто коверкаем здоровье детей. И больше ничего. Пользы никакой эта нагрузка не несет. Не зря же специалистами выработаны и установлены санитарные нормы учебной нагрузки. Есть определенный предел у ребенка на восприятие информации, на уровень психоэмоциональной нагрузки. Не каждый взрослый выдержит нагрузку в 7 уроков, чтобы полноценно их отработать. В некоторых школах обязательными к посещению делают даже занятия в рамках дополнительного образования после уроков. А детям потом еще и домашнее задание надо сделать. В младшей школе уроки часто перетекают в продленку — это тоже нагрузка, потому что ребенок находится в школе, в той же учебной среде.

Что мы в конечном итоге получаем? Измотанного, изможденного ребенка. Более того, это вызывает у детей отвращение от школы. Они потом ненавидят ее всеми фибрами своей души. Это ненормально. Дети по природе любопытны, тянутся ко всему новому. Они должны хотеть учиться. Нужно желание узнавать новое не отбивать, а формировать, расширять — путем правильного распределения нагрузки, расписания — не только уроков, но и всего учебного дня. Утром вовремя подъем, зарядка, завтрак и т. д. В нашем советском прошлом это даже в детских книжках прописали, закрепили на литературном уровне, так сказать. Я уж не говорю о том, что нормативно было все закреплено.

Сейчас, к сожалению, нормативы существуют чаще всего на бумаге. И не только эти, но и другие. В том числе по организации питания. Конечно, директора школ, которые допускают подобные нарушения, осознанно на это идут. Ведь учителя таким образом могут подзаработать за счет дополнительных часов. А учителя, как известно, никогда свои часы не отдадут без боя.

Так что здесь нужно очень серьезно постараться государству, и в частности тому же Рособрнадзору, чтобы навести порядок. Но пока, на мой взгляд, у наших государственных структур нет заинтересованности, нет мотивации наводить порядок. Всех все, по большому счету, устраивает. И чиновников, которые закрывают глаза на эту ситуацию, и родителей, которые рады, что ребенок так много учится. Вот, мол, в другой школе 5 уроков, а у нас 7, думает иная мама и записывает его еще и на все дополнительные занятия в школе. Конечно, ребенку это больше вредит, чем приносит пользы.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах