С началом экзаменационной кампании возникают и традиционные вопросы. Правда ли, что задания усложнили? Насколько объективна оценка знаний в виде ЕГЭ? А могут ли вообще отменить ЕГЭ, раз уж выходим из Болонской системы?
На них ответил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Отменят ли ЕГЭ?
В период перехода на Болонскую модель (обучение в вузе длится 4 года — это бакалавриват, после этого можно сдать экзамены в магистратуру и учиться еще 2 года — Ред.) в России появилась и модель ЕГЭ. Но это не связано друг с другом, просто так совпали периоды. Если мы откажемся от ЕГЭ, то как будем проводить приемную кампанию в вузы? Возвратимся к тому, что каждая школа проводит экзамены, а потом каждое высшее учебное заведение проводит свои экзамены? Сейчас абитуриенты могут одновременно участвовать в конкурсе на поступление в 5 вузов. Как это можно будет реализовать, если все они будут проводить свои экзамены? А если они в разных городах? Сразу исчезнет возможность у массы выпускников попытаться поступать в разные вузы.
Наша задача – вернуть объективную оценку не только за ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, а чтобы каждая текущая оценка в дневник должна быть объективной!
Даже прокторинг (система онлайн видеоконтроля за дистанционным экзаменом в университете — Ред.) не поможет. Ведь масса заявившихся на экзамены огромна — свыше 700 человек. И каждому надо несколько экзаменов сдать. А если еще в пять вузов? Это придется по полгода проводить приемную кампанию. В странах, где попытались единые экзамены отменить, население вышло на протесты, вплоть до митингов, потому что это ограничивает права. Сейчас даже если одно задание кто-то посчитал тяжелым, тут же все выступают за его отмену. Представьте, у каждого вуза свои билеты. Мы будем выслушивать миллионы жалоб. Мы годами отходили от такой системы.
Поэтому прежде чем отменять, надо предложить что-то взамен. И у этого должна быть масса плюсов, чтобы обеспечить равные возможности, повысить эффективность приемной кампании. Если кто-то такой вариант предложит, конечно, все поменяется.
А баллы — честные?
Мы недавно презентовали наш рейтинг оценки качества образования в субъектах РФ. Один из пунктов — объективность проведения оценочных процедур. Нас порадовала быстро меняющаяся картинка. Наша задача — вернуть объективную оценку не только за ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, а чтобы каждая текущая оценка в дневник была объективной!
Это показатель для ребенка и родителей, на каком уровне находится ученик. И в зависимости от этого строится ликвидация дефицитов знаний, его дальнейшего развития и т. д. Мы видим большую динамику. Число субъектов, которые экзамен в 9 классах проводят объективно, — подавляющее большинство. Это важно, когда дети видят, что никаких списываний, телефонов, все условия равные. И они следующие два года усердно готовятся к сдаче ЕГЭ. Это мотивация к овладению знаниями. А если ОГЭ проводится формально, лишь бы в 10 класс перевели, создается ощущение, что и в 11-м классе будет так же. Потом мы видим много печальных историй. Один из примеров — медалисты. После того, как Министерство ввело приказом минимальные пороги баллов для получения медалей, количество медалистов уменьшилось практически на треть. В ковидные годы приказ не действовал, и количество медалистов на треть увеличилось. В прошлом году приказ снова начал действовать, снова на треть медалистов меньше. Баллы ЕГЭ не влияют на оценку в аттестате. Но если речь заходит о медалях — то есть ограничения: математику и русский язык медалисту надо сдать не ниже, чем на 70 баллов (базовую математику — на пятерку).
Мы против раздачи оценок и достижений. Все должны быть уверены, что если это медаль, то это медаль. Если это 90 баллов по ЕГЭ, то это 90 баллов. Ни у кого никаких сомнений не должно быть.
Будут ли отличники из южных республик?
В южных республиках с 2013 года аномально высоких результатов нет. Выстроена система общественного и видеонаблюдения, ежегодно выезжают проверяющие наблюдатели из других регионов, в том числе представители Российского союза молодежи, плюс жители этого региона. Кроме того, мы все время смотрим статистические данные. Вообще, ни по одному субъекту с 2014 г. нет аномалий, которые говорили бы о том, что результаты недостоверные и завышенные. Можно не беспокоиться по этому поводу.
Зачем ЕГЭ, если не идешь в вуз?
Цифры последних двух лет показывают, что около 10% ребят сдают ЕГЭ, чтобы получить аттестат (для этого необходимо написать обязательные предметы — русский язык и математику — Ред.). И в дальнейшем они не сдают больше предметов по выбору. Хотя могут воспользоваться результатами своих экзаменов в течение 4 лет, чтобы поступить в вуз. Поэтому если Госдума такой закон примет (отменить обязательный ЕГЭ для тех, кто не идет в вузы — Ред.), а они уже несколько раз делали «подход к снаряду», то Рособрнадзор ничего плохого в этом не видит.
В этом году в связи с внешнеполитической ситуаций могли возникнуть проблемы с расходными материалами, картриджами, бумагой, интернетом, оборудованием. Все эти вопросы с каждым регионом отработаны, даны рекомендации, все риски мы нивелировали.
Надо ли менять задания?
В прошлом году изменилось содержание. Вошла новая, практикоориентированная задача. Было много шума вокруг этого. Хотя мы предупреждали об этом, задачи были в демоверсии. Но многие отнеслись поверхностно. В итоге процент решения задачи по стране был низкий, совсем не то, что мы ожидали. В этом году результат ожидаем выше, учителя обращали на нее внимание.
В прошлом году впервые провели информатику на компьютерах. Не было никаких петиций и всплесков замечаний к заданиям. Была содержательная дискуссия в соцсетях, не были ли задания слишком легкими, может быть, надо было сделать сложнее. Но у нас и не было задачи сделать информатику суперзамудренной и сложной. Распределение оценок показало, что она не совсем такая уж легкая. В этом году продолжим сдачу информатики на компьютере.
Как проводится ЕГЭ?
Технологически мы экзамен практически довели до совершенства, осталось в части субъектов докупить оборудование и установить. В 2009 году мы начинали с конвертов, в которых были спрятаны заветные КИМы (контрольно-измерительные материалы, то есть задания ЕГЭ — Ред.). Тонны конвертов по всей стране доставлялись в пункты проведения экзаменов, затем в центры обработки информации. Теперь задания экзаменов передаются по защищенным сетям в интернете, сканы работ загружаются в облако, учителя освобождены от того, чтобы доставать материалы, а потом доставлять их… Экзамен стал высокотехнологичным.
В этом году в связи с внешнеполитической ситуацией могли возникнуть проблемы с расходными материалами, картриджами, бумагой, интернетом, оборудованием. Все эти вопросы с каждым регионом отработаны, даны рекомендации, все риски мы нивелировали.
Сейчас в первую очередь мы обращаем внимание на безопасность. Особое внимание к приграничным областям — Курская, Белгородская, Ростовская, Воронежская области. Коллеги из МВД заверили, что работа ведется.
Что касается эпидбезопасности, то снято ограничение по поводу размещения ограниченного количества детей в классе. Из-за ковида организовывали рассадку на расстоянии 1,5 метра. Телеметрия, дозаторы, уборка помещений — все это сохраняется.
Правда ли, что экзамены усложнили?
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова:
Все изменения мы выносим на обсуждение и публикуем на сайте накануне 1 сентября. В мае никаких изменений не может быть. Изменения — не равно усложнение. Это неправильно, когда люди воспринимают изменение любого задания как его усложнение.
В этом году изменения незначительны. В профильной математике мы в этом году изъяли простейшие задания базового уровня, вместе с тем из 18 заданий изменилось всего 3. Это для тех, кто планирует связать свою жизнь с вузами, где математика является ведущим предметом.
Общий тренд связан с увеличением заданий на применение знаний, анализ информации в виде таблиц, текстов, диаграмм, любой информации. Это развернутые обсуждения, которые включают выводы, аргументацию, условный диалог с собеседником с объяснением своей позиции с опорой на теоретический материал.
Мы много лет боремся с практикой натаскивания на готовые ответы, шаблоны, применение «золотых сочинений» не только в русском языке, но и в истории, обществознании. С этим связано изменение предмета «история», из которого исчезло историческое сочинение. Исчезло эссе по обществознанию, которое тоже превратилось в список «золотых эссе». Изменилось развернутое задание — сочинение-эссе — в иностранных языках. Теперь это задание, которое опирается на статистические данные и предполагает обоснованный развернутый ответ.
Практика алгоритмизации «делай раз, делай два, три — будет успех» — неправильна, школа должна научить думать, применить багаж знаний в любой ситуации, которая будет контекстно представлена на экзамене. В меньшей степени мы затрагиваем проверку памяти или воспроизведение по памяти определения или еще чего-то, в большей части внедряется творческая составляющая, когда ты можешь выполнить задание с некоторой инструкцией.
Какие предметы чаще выбирают на ЕГЭ?
- русский язык — 96%;
- математика базовая — 48%;
- математика профильная — 46%;
- обществознание — 45%;
- биология — 19%;
- информатика — 17%;
- физика — 17%;
- история — 16%;
- английский язык — 15%;
- химия — 13%;
- литература — 8%;
- география — 3%.