Примерное время чтения: 4 минуты
4066

Куда ученик может жаловаться на оскорбления со стороны учителя?

Категория:  Образование
Ответ эксперта

Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают кодексы профессиональной этики педагогов как локальные нормативные акты. Но, несмотря на прописанные нормы поведения, есть случаи, когда учителя повышают голос на учеников и оскорбляют их. Постоянные крики, унижения и оскорбления могут стать для ребенка настоящей психологической травмой, а также могут отбить у него желание посещать уроки. АиФ.ru выяснил у руководителя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, куда стоит жаловаться ученикам и родителям, если педагог оскорбляет школьника и кричит на него по какому-либо поводу.

Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Он не должен кричать на детей, поднимать руку, оскорблять и унижать их перед одноклассниками. Излишне жесткий тон педагога воздействует на психику детей и может привести к серьезным расстройствам. Поэтому учителя и воспитатели всегда должны находить общий язык с учеником, а не пытаться кричать на него и обижать его, добиваясь таким образом прилежного поведения.

Примирительный разговор с учителем

Зная своего ребенка, каждый родитель может понять, было обоснованным повышение тона учителем или нет. Если ребенок постоянно жалуется родителям на крики от педагога, то вполне возможно, что имеет место неприязнь со стороны учителя. В таком случае ситуацию можно решить, поговорив непосредственно с самим учителем. Во время разговора ему следует объяснить, что ребенок не привык к крику и что вы считаете подобные меры недопустимыми.

Обращение к руководству образовательного учреждения

Прекратить крики и оскорбительные высказывания со стороны учителя могут помочь представители школьного управления. По словам Панина, родители могут написать жалобу на имя директора. «Всегда стараются решить вопрос на низовом уровне, если директор никак не реагирует, то тогда следует писать жалобы „веером“. Если конфликт продолжает иметь место, копию обращения нужно подавать в вышестоящие структуры в сфере образования. Есть и правоохранительное звено: это прокуратура, которая проводит проверку по фактам, если никакой реакции со стороны руководства образовательного учреждения не было. Также можно обращаться к нам, в Общество по защите прав потребителей образовательных услуг», — говорит Панин.

Кроме жалобы стоит собрать доказательную базу в виде аудио- и видеозаписей. По словам Панина, видеозапись может служить не как доказательство, а как подтверждение ситуации. «Видеозапись не всегда будет считаться доказательством. Суд, например, может и не принять ее, но, по крайней мере, в формате служебной проверки это будет существенным и весомым аргументом», — говорит Панин.

Родители могут попросить руководство образовательного учреждения принять меры воздействия либо привлечь педагога к дисциплинарной ответственности. Чтобы ваша жалоба не была воспринята как клевета, попробуйте привлечь других родителей. Наверняка подобное поведение педагог демонстрировал и в отношении других детей. По словам Панина, доказать нарушения со стороны учителя не всегда легко. «Если ребенок приходит домой нервный и рассказывает, что учитель на него кричит, то понятно, что в случае проведения какой-либо служебной проверки можно опросить детей. Дети не умеют врать. Их сложно заставить это делать, особенно в таком возрасте. Они, как правило, говорят все как есть. Также следует понимать, что у всех детей разное представление о крике. Кто-то привык, что дома все тихо разговаривают, и если учитель повысит немного тон, то это уже воспринимается как крик. Поэтому разбираться нужно на месте по каждой конкретной ситуации. Бывают истории, когда учителя не только кричат и оскорбляют, но и применяют физическую силу, бьют ученика указкой, линейкой. Это совсем уже выходит за рамки, и на это, безусловно, администрация должна реагировать», — говорит Панин.

Обращение в Комиссию по урегулированию конфликтов

В соответствии со ст. 45 закона «Об образовании», родители, а также законные представители вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в Комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Обращение в суд

Родители и законные представители также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательному учреждению с требованием о выплате компенсации морального вреда. Доказать факт постоянных криков и оскорбительных высказываний можно с помощью диктофонной записи. В декабре 2016 года Верховный суд вынес постановление, которое допускает возможность вести и использовать тайную диктофонную запись, если ее содержание затрагивает права и интересы участника беседы.

Перевод в другой класс

Если исправить ситуацию не получается, родители могут попросить руководство образовательного учреждения поставить вопрос о переводе ребенка в другой класс или к другому учителю.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах