Кто поможет школьнику выбрать, кем стать?
Больше половины выпускников школ (53%) выбирают вуз или колледж, опираясь не на своё желание, а на чужие рекомендации, условный престиж той или иной специальности или иные доводы взрослых. И это притом что российское дополнительное образование одно из лучших в мире.
К сожалению, родители к таким занятиям относятся зачастую лишь как к способу заполнить свободное время ребёнка, а не как к возможности помочь ему определиться с будущей профессией.
Глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева представила Владимиру Путину платформу «Открытое дополнительное образование детей», которая должна изменить ситуацию. По её словам, с помощью этой платформы школьники смогут более осознанно выбирать профессию.
Что же нового предлагает агентство? К примеру, заменить тесты на профориентацию на «профессиональные пробы», создав во всех регионах стажировочные и проектно-исследовательские площадки. К 2025 г. в проект хотят привлечь 50 организаций из различных секторов экономики, разработав 50 образовательных программ и охватив 1 млн детей.
«Мы делаем акцент на большие возможности профессионального самоопределения для школьников, – пояснила глава агентства президенту. – Здесь важно обеспечить единую рамку с точки зрения методологии, разработки, верификации контента, программ подготовки кадров. При этом отличные программы есть сегодня как в государственном, так и в негосударственном секторе».
Среди таких примеров в негосударственном секторе – Академия будущего «Кидздев» и телеграм-бот MindGap. С этими проектами президент ознакомился на выставке, организованной к заседанию наблюдательного совета АСИ.
В Академии будущего для школьников от 7 лет проводят различные профориентационные мероприятия – от экскурсий на заводы до тренингов по развитию предпринимательского сознания. В проект уже включились 70 корпораций-партнёров. За 3 года у академии 5 тыс. выпускников.
А телеграм-бот проводит уроки, каждый из которых основан на научных исследованиях. Вопросы и задания помогают школьникам лучше понять, какая сфера им интереснее и какие навыки для неё нужны. В чат-бот вшита образовательная программа. Она подстраивается под ребёнка: предлагает удобное время и материалы для учёбы, напоминает о домашних заданиях, ведёт статистику активности.
Владимир Путин отметил, что необходимо и дальше формировать целостную, современную среду для развития детских, юношеских, предпринимательских и технологических команд.
«Мы видели примеры, – сказал президент, – когда подростки, по сути совсем молодые люди, стремятся к предпринимательской деятельности и очень хорошо стартуют. Стартапы прекрасные получаются. А в горизонте десятилетия – добиться успеха не только внутри страны, но и выйти с соответствующими проектами на глобальные рынки».