О том, что школьная программа нынче очень сложная, не говорит только ленивый. Интернет пестрит шутками типа: «Родители охрипли. Ребёнок оглох. Соседи всё поняли. Собака повторила. Уроки выучены!». Мы решили проверить, легко ли взрослым справиться с домашним заданием для третьеклассника.
Для чистоты эксперимента мы «задали на дом» несколько задач из учебника средней школы. Третьеклассники решали эти упражнения дома и в школе во второй четверти. Это задания обычной средней школы, не лицея и не гимназии. Добровольцами выбраны шесть человек разных возрастов, профессий и образования. Их мы попросили сделать необходимые вычисления и прокомментировать, сколько времени они потратили на «выполнение уроков» и какими по сложности они показались.
Вот задания:
1.
2.
3.
4.
5.
«Я дурак? Вроде нет. Или всё же дурак?»
Первым попытался справиться с заданиями 35-летний Денис, сотрудник одного из офисов. У Дениса высшее экономическое образование. Кому, как не ему, решить эти задачки, как семечки щёлкать: «Пока решал, я думал, что всё же я умственно отсталый. Конечно, я решил все задачи. Но, однако же, задания трудные. Про инопланетян — вот здесь я долго думал. Не знаю и сейчас, на логику ли оно? Может, надо сказать, что инопланетян не существует. Или я настолько отстал от жизни, что они уже научно доказаны? Найти закономерность в задании с округлым лабиринтом тоже достаточно сложно. У меня ушёл на математику весь вечер. У меня сыну пока лишь третий год, страшно представить, какой станет школьная программа, когда он подрастёт».
«Решить такое — нереально»
Следующий наш взрослый, пытающийся потягаться с детьми в выполнении уроков, — 40-летняя Наталья Перовская, бухгалтер магазина запчастей: «Такое решить просто нереально. Это не поддаётся никаким формулам, какая-то жуткая муть. Сложно, трудоёмко, времязатратно. Я легко решила про инопланетян, ну закономерность нашла ещё кое-как. Первую-то легко, там просто число умножается на само себя. А вот во втором и третьем столбцах надо от полученного отнять единицу и прибавить единицу. Это надо быть семи пядей во лбу, если тебе 9 лет, чтоб до такого додуматься? У меня сыну восемнадцать, он посмотрел на задания и сказал, что десять лет назад, когда сам был в третьем, такого точно не проходил. Очень трудно. Я честно не решила ни про программу для постройки фигуры, ни про множества. Как можно проходить такое в третьем классе? Нет, я не верю».
«Насилие над малышами»
Самая возрастная участница эксперимента, детский врач Светлана Фёдоровна Дейнеко. Ей за семьдесят, но женщина остра на язык и очень умна: «Я не доделала эти задания. Скажу честно, считаю это насилием над детьми. Видела учебник, знаю, что есть задачи со «звёздочками», которые для дополнительного обучения и для особо одарённых детей, но здесь есть и обычные задачи, для всех. Смотрите: ежедневно ребёнок встает в 6–7 утра, толком не поел, учится 5–6 уроков, потом секции и кружки, беготня по городу, к вечеру садится за уроки — и тут такое. Не помню точно, но раньше был норматив — школьник должен проводить за выполнением домашних заданий столько-то времени. В третьем классе, допустим, час. Я только на математику потратила два и плюнула. А ещё русский язык, окружающий мир — я в курсе ситуации, у меня внучка — школьница. Потому бедные дети и заканчивают школу полуслепыми, нервными, безрадостными, с кривыми спинами и головой, полной ненужной информации».
«Почувствуй себя идиотом — выучи уроки с ребёнком»
25-летняя Лилия Николаева — по образованию учитель начальных классов: «Скажу честно, именно из-за таких вот дурацких математик я и бросила школу. После училища попреподавала буквально пару лет. Ушла в декрет, а из него вышла уже на совсем другую работу. Я вела уроки по другой программе, у нас, конечно, не было никаких инопланетян на днях рождения, и программы для фигур не просили придумать, чтобы развить какое-то там, я не знаю, образное или логическое мышление, но тоже уже зарождались всякие экспериментальные задачки. Какие-то академики на учебниках диссертации защищают, а как их творения применимы по отношению к детям, почему никто эксперимент не ставил? Я решила всё, кроме множеств. Можно было, конечно, покопаться в интернете, освежить и их в памяти. А зачем? У нас же делается упор на мышление ребёнка, чтоб думал сам, ни у кого не списывал, не брал из Сети. Мне тогда родители говорили: «Почувствуй себя идиотом – выучи уроки с ребёнком». Они ещё не знали, что бывает таааакая математика. А наша программа была цветочки».
«Очень всё легко и просто»
35-летний видеооператор Андрей Романов потратил на решение заданий семь минут: «Всё очень-очень просто. Возможно, мне они дались легко, потому что у меня математический склад ума. Я по сей день, если делаю дома ремонт или высчитываю количество необходимого материала, с лёгкостью вспоминаю арифметические формулы. У меня жена в детском саду работает, они готовят малышей к школе по похожей программе. Задания, конечно, более лёгкие, но смысл тот же. Здесь надо именно соображать, иметь логическое мышление. Немного задержало меня задание с лабиринтом, где надо было выбрать числа и действия, чтобы в итоге получилось сто. Я нашёл минуты за три. Думаю, это не единственный вариант, возможны и другие. Что же касается возраста — всё же задания для девятилетних детей, я думаю, большинство из них уже справляется с подобными к этому времени».
«Не справляется — бегите»
50-летняя психолог Ирина Крылова считает, если ребёнок не справляется с программой — надо менять школу: «Да, это программа «Школа-2100», мне достаточно глазом на неё глянуть, чтоб узнать. Я специализируюсь на детях младшего школьного возраста. Сколько жалоб от родителей именно на эту программу — дети не справляются. Не все имеют такое мышление, на которое задания рассчитаны. Я всегда советую: если ваш ребёнок не справляется с задачами, бегите. Меняйте школу — что тут такого? Ваш ребёнок будет чувствовать себя ущербным, думать, что он глупый и тупой, ведь несколько человек из класса в явных лидерах и справляются с уроками. Отсюда — репетиторы с первого – второго класса. Родители начинают злиться на своего сына или дочь, думая, что он туповат и придётся тратить на него деньги, буквально ни на что. Или ещё вариант — собрать волю в кулак и ждать, когда закончатся эти четыре первые класса. Неудивительно, что по данным стандартам с этого года не занимается, насколько мне известно, больше ни одна школа. Но те дети, которые начали обучение по данной программе, по ней и закончат «началку». Честно — лично я «застряла» на первой же задачке с инопланетянами. Как практикующий психолог, не уверена, что детям полезны такие утверждения: инопланетяне есть, и они прилетают на дни рождения, только позови. Я вообще против таких персонажей. А как мама я тоже честно и откровенно говорю: программа очень трудная, необоснованно трудная».
Итоги эксперимента: из шести добровольцев, взрослых людей, родителей, задания показались лёгкими лишь одному — Андрею Романову. Остальные респонденты уверены: программа вообще и математика в частности очень сложны. Особенно, если применить их к 9-летнему ребёнку. Так что, уважаемые родители, наберёмся терпения. И пусть не каждый ребёнок вырастет Ковалевской или Эйнштейном — любить от этого мы его меньше не станем.
Правильные ответы:
Ответы к заданию про инопланетян: 16 гостей.
Решение к задаче про множества: 9000, 900, 90, 9.
Игра «Роботы» показалась взрослым нудной.
Закономерность: недостающая цифра 25 в первой таблице, 26 — во второй. В примерах ответы 720 и 568 111.
Пройти по лабиринту нужно так: 3*29+13=100.