Что значит «слово 2019 года» upcycling?
Ежегодно Кембриджский словарь выбирает «слово года». В 2019 году все претенденты на победу так или иначе оказались связаны с темой экологического кризиса. Однако главным стало слово upcycling.
Что такое апсайклинг?
C английского upcycling можно условно перевести как «повторное использование материалов», «создание новых вещей из переработанных или получивших „вторую жизнь“ материалов». Так могут называть и ремесло, и хобби, и способ переработки предметов, и общий тренд. Существует два основных подхода к апсайклингу. Первый подразумевает вторичное использование предмета по тому же назначению, второй рассматривает это явление как переделку старых вещей во что-то абсолютно новое, например, изготовление предметов домашнего декора из ненужных металлических запчастей и пр.
Слово было официально внесено в словарь в 2011 году, с тех пор пользователи стали искать его на 181% чаще. Составители Кембриджского словаря считают, что такая тенденция связана с ростом обсуждения экологических проблем в целом: у всех на слуху 16-летняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг, технология апсайклинга в моде, активное обсуждение экологического кризиса происходит в социальных сетях и т. д.
Как выбирали «слово года»?
Выбирали слово традиционно путем голосования. В течение 2019 года в официальном аккаунте Кембриджского словаря в Instagram публиковали «слово дня». В свою очередь, «слово дня», набравшее наибольшее количество лайков, стало «словом года».
Какие были другие претенденты на победу?
Конкурентами upcycling были другие слова, связанные с экологией. Среди них — carbon cink («поглотитель углерода», например, лес, который способен поглощать углерод из воздуха), compostable («компостируемый», то есть биоразлагаемый), preservation («сохранение», например, в словосочетании preservation of natural resources: «сохранение природных ресурсов»).
По версии другого престижного английского словаря, Collins Dictionary, словосочетанием 2019 года стало climate strike («климатическая забастовка»). В течение года частота его использования увеличилась в 100 раз.
Какое слово признали словом 2019 года в России?
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в рамках проекта «Слово года» назвал самым часто употребляемым в русскоязычных СМИ на протяжении 2019 года слово «пожар». Согласно исследованию, которое опубликовал ТАСС, в текущем году слово «пожар» употреблялось в пять раз чаще, чем обычно. По мнению научного руководителя проекта Михаила Осадчего, такой рост популярности во многом связан с пожарами в Сибири и пожаром в Соборе Парижской Богоматери.
Также авторы проекта назвали наиболее популярные темы, которые российские СМИ освещали в 2019 году. Среди них — введение пенсионной реформы, смена власти в Казахстане, крушение Boeing 737 MAX, зимняя Универсиада в Красноярске, пожар в Соборе Парижской Богоматери, смена власти на Украине, крушение самолета SSJ 100 в Шереметьево, выборы в Московскую городскую думу и пожары в Сибири.